Наши в Катаре: сколько россиян поехали на мундиаль и за чей счёт
Стартовала финальная стадия 22-го чемпионата мира по футболу. Несмотря на то, что сборная России в ней не участвует, часть её болельщиков все равно отправилась в пустыню Сахра
Основная часть территории Катара, где проходит мундиаль, находящегося на полуострове в Персидском заливе, представляет собой бесплодную плоскую пустыню под названием Сахра, а его побережье – это песчаные дюны с пляжами. Их в эти дни рассекают как минимум несколько тысяч соотечественников.
– Посмотреть своими глазами на розыгрыш Кубка мира отправились, насколько я слышал, около трёх тысяч человек со всей страны, – рассказал «Собеседнику» известный лидер фан-движения «Спартака» Амир Хуслютдинов по прозвищу Профессор. – Все в нашей среде говорят именно о такой цифре. Заметьте, это самостоятельные болельщики, то есть они полностью оплачивают всё себе за свой счёт. В былые годы на чемпионаты мира, которые проходили не в России, многих так называемых организованных фанатов возили на места событий так же организованно – например, это делало Всероссийское объединение болельщиков. Но сейчас такого нет. Каждый оплачивает дорогу и проживание сам.
Смотрел, из-за закрытия для нас части воздушного пространства в Катар нынче очень дорогие авиабилеты (единственный прямой билет эконом-класса из Москвы в Доху и обратно стоит на эти дни от 128 000 рублей; самый дешёвый с двумя доступными для россиян в ввиду отсутствия запрета на въезд пересадками в каждый конец – туда через Стамбул и саудовскую Джидду, обратно через саудовский Эр-Рияд и Стамбул – стоит от 83 000 рублей, и это все ещё и без багажа! А ведь добираться придётся оттуда и до других городов, принимающих ЧМ-2022 – Ред.).
Так катарцы и цены на проживание задрали! (Ещё в конце 2021 года выяснилось, что на всю страну остался один-единственный доступный для брони номер, стоил он больше 1000 долларов за ночь и располагался в районе столичного аэропорта – Ред.). Но это ещё полбеды.
– Самая большая проблема – это не цены на перелёт и гостиничные номера, а цены на билеты на сами матчи, – и самое важно: как их достать? – продолжает наш собеседник. – Ведь всегда тикеты на такие крупные международные соревнования распределялись по квотам – каждое государство получало право выкупа определённой части билетиков, в зависимости от того, пробилась его сборная в финальную стадию, билась ли в отборочной, принимает ли турнир, входит ли вообще в ФИФА и так далее.
С учётом того, что нас на этапе отбора в финальную часть отстранили, придётся ломать голову, как доставать заветные проходки на стадион. Конечно, многим на ум придёт старый добрый способ покупки билетов с рук, но в Катаре так рисковать точно не советую! Там, насколько я знаю, очень строго со всеми законами и с любимыми нарушениями! Как говорится, шаг влево, шаг вправо – расстрел (вернее, гигантские штрафы, сопоставимые с нынешними ценами на авиабилеты, либо длительное тюремное заключение – Ред.). Лично я никуда не лечу.
За нашу сборную переживаю, но не болею с 1993 года – после того, как было подписано знаменитое «Письмо четырнадцати»*. Делили спонсорские деньги за использование экипировки. Сегодняшние футболисты для меня – не представители нашей Родины. Раньше реально играли за герб и флаг, а потом условные Канчельскисы (один из тех, кто подписал письмо – Ред.) продали нашу страну за носки. Торговались: ехать – не ехать, играть – не играть. А теперь учат молодёжь жизни. Ты сначала у Родины попроси прощения, что ты её за носки продал. А после говори что-то.
А потом Аршавин со своей коронной фразой «Ваши ожидания – ваши проблемы» (было сказано нашим капитаном в адрес болельщиков в присутствии автора материала в Варшаве в 2012 году после вылета с тресков из группой стадии Евро в ответ на вопрос, как же так-то, мы ожидали другого – Ред.). Ну вот как за них болеть-то?
Поддерживать на этом мундиале буду сербов. Но не потому, что они попросили россиян за них болеть в качестве альтернативе. Они наши самые верные и преданные друзья, им и просить не нужно. А еще буду болеть за Аргентину – против Англии! Хочу, чтобы Фолклендские (они же Мальвинские) острова вернулись к аргентинцам, которые оспаривают их принадлежность с 1982 года.
Да уж, не зря футбол называют мирным аналогом войны. А что там, интересно, по звёздам? Среди наших немало заядлых болельщиков, которые поддерживали российских футболистов в том числе и на выезде. Но то, опять же, в былые времена, когда крупные спонсоры оплачивали полностью оплачивали поездки, а по прибытию всех везли сначала не в отель, а в хлебосольный Русский дом, где гуляли дни и ночи напролёт. Теперь же ни Русского дома, ни, собственно, россиян-футболистов.
– А мне и так хорошо, – признался нашему изданию певец Валерий Сюткин. – Отдыхаю сейчас с младшим ребенком (сын Лев родился в 2020 году – Ред.). Нет, не в Катаре. В Москву вернусь 5 декабря – и пока, кроме отдыха, мне ни до чего дела нет.
– А мне вот очень жаль, что не отправлюсь в Катар, – поделился с нами Лев Лещенко. – Несмотря на то, что в начале года я справил 80-летие, а до этого тяжело болел коронавирусом, что не обошлось без серьёзных последствий, я бы махнул. Такая интересная для нас страна, со своими культурными и географическими особенностями, и мало кто там был. Печально, что ехать туда пропал повод. А без повода, вернее, без нашей сборной, не хочу.
Жаль, очень жаль, у нас сегодня много достойных молодых игроков, было бы, за кем понаблюдать. Длительный перелёт (с пересадками – больше суток) меня совершенно не пугал – какая разница сегодня, в какую сторону лететь долгие часы? Сел да и полетел.
Чемпионат мира по телевизору смотреть, конечно, буду. Но не все игры, а выборочно. Кричать «Нужен гол!» и «Оле-оле-оле!» буду тем странам, чьи футболисты выступают и за моё любимое московское «Динамо». Это Николас Маричаль и Диего Лаксальт из Уругвая, а также Муми Нгамале из Камеруна. Вперед, ребятки, удачи вам!
Ну и сербов не оставлю без поддержки – все-таки родственные нам души. Также интересно последить за всеми мировыми футбольными грандами – Испанией, Германией, Нидерландами, Францией, Португалией, Бразилией, Аргентиной, но без фанатизма. Но мысленно я буду в Катаре!
А вот кто, возможно, тоже без фанатизма, но все же физически (а не только мысленно) поехал в Катар, так это наша… вы удивитесь, официальная делегация! Наша! Её возглавил помощник президента РФ, первый вице-президент Олимпийского комитета России Игорь Левитин. Он с коллегами посетил торжественную церемонию открытия.
И пока одни фанаты возмущаются такой вот командировкой на футбол, от которого нас, ещё раз напомним, отстранили, за госсчёт (а как же иначе, раз это официальный визит госчиновника), другие робко надеются, что какая-то польза стране от этого вояжа все же была. Может, удалось договориться с катарцами о каком-то выгодном для всех сторон газовом или нефтяном контракте.
Миру – мир?
Президент ФИФА Джанни Инфантино во время неформального обеда на саммите G20 призвал лидеров стран содействовать прекращению огня на Украине во время ЧМ-2022 в Катаре.
«Россия проводила чемпионат мира по футболу в 2018 году, – так начал свою речь он. – Украина добивается права провести у себя чемпионат 2030 года. В связи с этим у меня к вам есть предложение: договориться о временном прекращении огня – пусть недолгом, пусть это будет один месяц, на время проведения чемпионата (финал его состоится 18 декабря – Ред.). Или об устройстве гуманитарных коридоров или чего-то подобного, что бы могло стать первым шагом к диалогу двух сторон».
Судя по последним событиям на Украине, призыву Инфантино не вняли...
*Открытое письмо игроков сборной России по футболу, написанное 17 ноября 1993 года после матча против сборной Греции в Афинах в рамках отборочного турнира ЧМ-1994 в США. Его до сих пор называют одной из самых позорных страниц российского футбола. В нем игроки национальной сборной выразили нежелание тренироваться и играть под руководством Павла Садырина и поддержали Анатолия Бышовца. Попутно «заговорщики» высказали недовольство состоянием материально-технической базы команды