Покаяние, но искажённое: священники разошлись во мнении, стоит ли запрещать сериал «Монастырь»

Министерство культуры посчитало, что новый проект с Настей Ивлеевой в главной роли может оскорблять чувства верующих

Фото: Кинопоиск

Минкультуры России отказало кинокомпании «Лунапарк» в прокатном удостоверении для сериала «Монастырь» с Анастасией Ивлеевой, Филиппом Янковским и Марком Эйдельштейном в главных ролях, две серии которого успели выйти на «Кинопоиске» и собрать рекордные для этой площадки просмотры. В день премьеры драму посмотрели более 250 тысяч подписчиков – больше не было ни у одного проекта онлайн-платформы за всю её историю. Третей эпизод должны были показать завтра, его судьба теперь под вопросом.

«Решение принято на основании подпункта «ж» пункта 18 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм. Речь идёт об оскорблении религиозных чувств верующих», – сказано в сообщении ведомства.

Кроме того, Министерство культуры передало материалы по сериалу на экспертную оценку в Русскую Православную Церковь. Там, в свою очередь, отметили, что «сценарий даёт искажённое представление о монашеской жизни в женских обителях РПЦ, соответственно, формирует неверное представление о русском православии».

Тем временем в пресс-службе «Лунапарка» ответили, что пока не получали официального решения по «Монастырю» и, соответственно, не могут прокомментировать ситуацию. Зато её пояснили в Роскомнадзоре, отметив, что закон «не предусматривает отдельного требования о наличии прокатного удостоверения на распространяемое аудиовизуальное произведение». Вместе с тем там же подчеркнули, что «выдачу прокатного удостоверения и контроль его наличия у находящихся в прокате картин осуществляет Министерство культуры РФ».

Так что, судя по всему, вопрос с дальнейшим показом сериала «Монастырь» сейчас решается. А мы пока спросили мнение священнослужителей на его счёт.

Фото: Кадр из сериала «Монастырь» / «Плюс Студия»

– У меня сложилось впечатление, что в «Монастыре» узурпировали образ монастыря, – сказал «Собеседнику» протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ ВС РФ. – И всё для того, чтобы иллюстрировать свои страсти. Но это и так ясно, что мир во зле лежит, что страстей много у нас у всех. И есть даже запрос общества на иллюстрацию, на экранизацию своих страстей.

Но создатели сериала вошли не в свою сферу, а, напротив, туда, где происходит борьба с этими страстями. Борьба неустанная и многовековая. В результате получилось так, как будто в воду налили масло – а они вообще не смешиваются. Никакого контакта. При этом Анастасия Ивлеева играет свою роль девочки, одержимой страстями, такой блудницы, очень ярко.

Но Церковь уже знавала такие истории. Есть путь преподобной Марии Египетской. И есть огромное различие между сюжетными перипетиями героини Анастасии и житием святой Марии в том, что Мария сначала не могла переступить порог храма, а персонаж Насти монахи, найдя у входа, немного поколебавшись, сами заносят в свой монастырь. И в жизни обычно человек приходит в храм за духовной помощью, а тут помощь какая – спрятаться от преследования? Можно было с таким же успехом спрятаться где угодно ещё.

Если ты прячешься в монастыре, это налагает на тебя ответственность. Но были и такие случаи: в монастыре прятались, например, разбойники. Потом они менялись, приходили к Богу. А героиня Ивлеевой разве приходит? За две серии этого не показано, такой положительной динамики в них нет. Наоборот, она как будто показывает так карикатурно – а вот, оказывается, и в церкви всё так же. И это очень грустно.

И потом о жизни в монастыре рассказывается не из первых уст, то есть рассказывают не сами монахи, а голос неавторитетный, извне. Это тоже, я считаю, неправильно. Это их точка зрения – она имеет право быть, но она же и оскорбляет чувства верующих. Не всех, но оскорбляет. Особенно, если ты знаешь, что такое монастырь, если ты каждый день там.

В «Монастыре» создаётся искажённое представление о монастыре, вот это и оскорбляет! Вот посмотрит этот сериал какой-нибудь обыватель, составит своё мнение, что там ничего хорошего, – и даже не пойдёт в монастырь, хотя мог бы.

Монастырь – это, прежде всего, труд и перемены к лучшему. Там учат деятельному покаянию, непростой работе над собой. А после сериала могут сказать: а чего это вы нас учите? Разберитесь сначала со своими проблемами. Поэтому я однозначно за то, чтобы запретить оставшиеся серии к показу. А ещё за то, чтобы в следующий раз, если кто еще возьмется за эту тему, привлекли бы кого-то для экспертного мнения, совета, консультации – и заранее. Не похоже, чтобы эти создатели кого-то привлекали и детально изучали тему. Вот и получилось – комично и оторвано от действительности.

– В религиозном языке есть такой термин – «покаяние», это очень важное слово для каждого христианина, – напомнил «Собеседнику» иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митине. – И тема покаяния так или иначе пронизывает огромное количество произведений нашей и иностранной культуры. И это здорово.

Поэтому, если покаяние является главным двигателем сюжета сериала «Монастырь» (судить об этом по первым двум эпизодам пока не представляется возможным), это, безусловно, очень хорошо. Это можно только приветствовать. А если героиня Анастасии Ивлеевой пока что не кается, но любопытствует, как устроен быт в православном монастыре, может, и зритель – а у неё просто гигантская аудитория (более 18 миллионов подписчиков только в одной из запрещённых соцсетей – Ред.) – полюбопытствует? Так и в этом ничего плохого не вижу, если в передаче устройства монастыря нет откровенного вранья и фальши.

А если правдиво и достоверно показано что-то неприглядное, связанное с монастырём или с церковной жизнью в целом, в этом нет ничего страшного. Это нормально – стараться показать порок для его дальнейшего искоренения, в том числе в художественном произведении, и такое уже было в нашей богатейшей культуре, и не раз. И все к этому относились нормально. Главное, чтобы все было снято и сделано на высоком художественном уровне, чтобы была возможность обсуждать это на серьёзном уровне, чтобы получилось прекрасное произведение искусства.

Поделиться статьей