Можем и без Михалкова: российский режиссёр сам отправил свой фильм на «Оскар»
И подробно объяснил «Собеседнику», как он это сделал
Режиссёр Никита Михалков, получивший в 1994 году премию «Оскар» за драму «Утомлённые солнцем», заявил, что считает более невозможным участие российских картин в соискании этой самой престижной в мире кинонаграды. Он пояснил, что принципы «Оскара» противоречат российским ценностям.
Как отметил народный артист РСФСР, к рассмотрению для номинации на «Оскар» принимаются лишь те ленты, в которых определённое количество актёров публично говорят о принадлежности к ЛГБТ-сообществу. Ещё одним важным требованием является расовое разнообразие актёрского состава.
Однако, несмотря на такие заявления, один российский режиссёр все же решил отправить самостоятельно свою работу, короткометражку «Дуэль», на «Оскар» – и ему удалось это сделать. О том, как у него это получилось, отважный соискатель во всех подробностях поведал нашему изданию.
– На самом деле, абсолютно любой человек на Земле может самостоятельно подать на «Оскар» свой фильм – но только короткометражный или документальный, – объясняет «Собеседнику» актёр, режиссёр, продюсер сценарист и монтажёр Владислав Козлов, который в настоящее живёт и работает в США. – Для этого нужно соблюсти одно из условий.
Картина либо должна участвовать и быть премированной как лучшая в своей категории на каком-либо из фестивалей «оскаровского» списка, либо просто быть показанной в кинотеатрах Америки не меньше недели. Также требуется ещё соответствовать техническим параметрам «Оскара» – это количество пикселей, рамка, звук 5.1, ну и всякое такое.
Если у вас полный метр, тут сложнее, потому что зарубежные полнометражные картины подают от страны (в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке»), и тогда, действительно, это надо делать через оскаровский комитет данной страны.
Наш собеседник также уточнил, что показ в течение семи дней подряд своей короткометражной или документальной работы считается как выполненное условие не в любых американских кинотеатрах, а только в определённых, которые расположены в любом из этих шести городов: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Атланта, Сан-Франциско или Майами. За показ придётся заплатить порядка 2500 долларов.
– Новое условие обязательной принадлежности к политике ЛГБТ и расовой диверсификации относится только к картинам в номинации на лучший фильм года, которая и является главным «Оскаром», – продолжает режиссёр. – И хотя вариант получения этой номинации для зарубежного фильма технически возможен (например, южно-корейский триллер «Паразиты» был номинирована и выиграл как лучший фильм года в 2020 году), но Россия никогда бы не попала в эту категорию в любом случае, даже если бы согласилась выполнить любые условия.
Не является секретом, что Голливуд патриотичен и обслуживает идеологическую политику своей страны, и такой вариант зарезервирован только для стран-союзниц Америки. Лучшие зарубежные фильмы тоже должны угождать этой политической повестке – и речь идёт не только о России, речь идёт о всех странах.
Вы никогда не увидите на «Оскаре» фильмы от Ирана или Северной Кореи, которые были бы вне политики и позитивно показывали их внутреннюю жизнь – они обязательно должны ругать свой режим. Или какой-нибудь европейский фильм, где традиционные семейные ценности были бы показаны в позитивном ключе. Номинации меньшего веса не так сильно подвержены политике, но они также могут принести заветную статуэтку для любого человека. Поэтому, почему бы не попробовать свои силы?
– Мой фильм «Дуэль» сделан в стиле «синема верите» (от французского «правдивое кино» – Ред.), который изобрёл Дзига Вертов и по которому учились все другие мастера экспериментального кино – Росселлини, Брессон, Антониони, Годар, Феллини, Трюффо и многие другие, – говорит Владислав Козлов. – Лента посвящена Кристоферу Ллойду Дэннису – человеку, бывшему довольно известным в Лос-Анджелесе. Это первый в мире аниматор, который надел костюм Супермена и бродил по Голливудскому бульвару, веселя толпу и фотографируясь за небольшое вознаграждение.
У него тяжёлая судьба, он был сиротой при живом отце, который постоянно то забирал, то сдавал его в детские дома. Не имея любящей семьи и поддержки, Крис быстро скатился на самое дно и стал принимать запрещённые вещества. Однако, не желая умирать молодым, он нашёл в себе силы изменить свою жизнь благодаря поразительному сходству с экранным героем Супермена в исполнении Кристофера Рива. Он вышел в его костюме на бульвар. Он хотел, чтобы на бульваре его заметили продюсеры, но вместо этого к нему стали подходить туристы и предлагать сняться на память. В конце дня он подсчитал собранные чаевые и понял, что набрёл на золотоносную жилу. Потом к нему начали присоединяться другие костюмные герои – Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Бэтмен, а позже и Железный Человек с Джокером. То есть, фактически, это он изобрёл костюмных героев на Голливудском бульваре.
Я познакомился с Крисом, когда его пагубная зависимость опять начала овладевать им. Мне стала интересна борьба Супермена за выживание, и я начал снимать его жизнь. Мы сильно подружились и мне приходилось вмешиваться в его жизнь по ходу съёмок – забирать его из полицейского участка, спасать от тюрьмы, давать еду и тёплую одежду, когда он спал на улицах в палатке. В результате родилась идея фильма о судьбе американского героя в реальной жизни.
В 2019 году Кристофер Дэннис трагически погиб на улицах Лос-Анджелеса. Он завещал похоронить себя на Голливудском кладбище в костюме супергероя, и я эту его волю выполнил. На похоронах я снял последнюю сцену другого фильма – документальной драмы, которую назвал «Американский Супермен».
Крис всегда был для меня олицетворением той настоящей Америки, которую мы не видим в кино. Он был большим патриотом своей страны, и поэтому с болью в сердце всегда говорил на камеру правду. Перед смертью он сказал, что Америка больше не достойна Супермена, что американцы его потеряли. Он им больше не интересен, потому что он слишком хороший и правильный. Теперь их главным героем стал Джокер.
Ещё при жизни друг-Супермен подарил мне миниатюрную фигурку «Оскара» и загадал желание, чтобы мы когда-нибудь выиграли настоящую. Его смерть, а затем пандемия застопорила наши планы, и вот сейчас я наконец-то подал короткую версию фильма на «Оскар».
Для того, чтобы Академия приняла мой фильм, я показал короткометражку «Дуэль» в кинотеатре. Кстати, одновременно с моей лентой там же крутили и драму «Блондинка» Эндрю Доминика про жизнь Мэрилин Монро для того, чтобы пройти квалификацию на «Оскар». Правила для всех одинаковые.
На данном этапе производства, наша компания Dreamer Pictures ищет сотрудничества инвесторов и продюсеров, чтобы завершить картину и подать её на Оскар уже в более большой категории – Best Documentary Feature Film («За лучший документальный полнометражный фильм». – Прим. авт.).
Отметим, что Российский Оскаровский комитет должен был осенью 2022 года выдвинуть от страны картину, которая могла бы претендовать на премию, но президиум киноакадемии России в итоге решил не отправлять на «Оскар» отечественный фильм. Председатель этого коллегиального совещательного органа, образованного при Национальной академии кинематографических искусств и наук России, Павел Чухрай не был согласен с таким решением и вышел из комитета.
Вслед за Чухраем Российский Оскаровский комитет покинули Николай Досталь, Андрей Звягинцев, Владимир Котт, Сергей Бодров-старший и Вера Сторожева.