«Слава Украине?» Артистов растаскивают по окопам
Можно ли сказать, что Валерия Меладзе «подставили» в Дубае?
Олега Газманова и Валерия Меладзе во время концерта в Дубае кто-то из публики заставил отвечать на вопросы об отношении к происходящему с Украиной.
Весьма идейный и резко настроенный на поддержку армии, партии и правительства Газманов в Арабских Эмиратах занял позицию «Ребят, дайте отдохнуть». А Меладзе в ответ на чью-то просьбу «для жены» ответить на приветствие «Слава Украине» вроде как ответил «Героям слава». «Вроде как» - потому что сделал это не в микрофон, тихо, невнятно, мимо камеры. И жестом попросил не «палить» его. Тем не менее украинские паблики раструбили новость, ее подхватили российские, после чего последовали ожидаемые предложения – от лишения Меладзе почетных званий до лишения гражданства (концертов его уже лишили, он в «черных списках»). Досталось артисту и из противоположного лагеря: там его распинают за «попытку усидеть на всех стульях». Валерий Шотаевич, кстати, в анабиоз не впал и объяснился: «Вот уже 10 месяцев я, как и многие другие люди, живу с ощущением тяжести и горя… Я не могу и не хочу кого-то ненавидеть, и не пытаюсь кому-то угодить».
Это не первая попытка заставить российских артистов в публичных местах за границей объясниться. С включенной камерой активисты приставали к Баскову в Турции и к Киркорову в США. Те старались делать лицо кирпичом.
С точки зрения этики отношение к подобным кейсам может быть двояким. Прогуливающийся за границей гражданин (особенно если он украинец), пусть даже блогер-пранкер, не видит ничего зазорного в том, чтобы задать артисту главный вопрос года. Но в России, как и раньше в закрытом СССР, подобные вопросы принято относить к разряду «провокационных» или, как теперь принято говорить, «токсичных». Система четко дала понять, что больше не хочет стесняться и с «врагами» будет бороться. Поэтому с точки зрения российских реалий заставлять артиста занимать позицию (а ведь даже отказ от ответа это позиция) – значит, заведомо его подставлять. Другое дело, что спрашивающий может сказать, что подставляет не он, а выстроенная в России прототалитарная этика.
Продюсерский цех во многом склонен винить организаторов мероприятия в Дубае: «Меня сильно раздражает отсутствие границ между артистом и публикой. Куда вы лезете в пьяную тусу?» - негодует известный в России организатор публичных мероприятий Табриз Шахиди.
Рождественскую череду ответов на «неудобные вопросы» завершил Максим Галкин, которому уже нечего терять, поскольку его оформили в России как «иноагента». На одном из выступлений, услышав из зала «Слава Украине», он уверенно в микрофон со сцены произнес «Героям слава».
Российский артистический цех продолжают растаскивать по окопам…