Земфира: человек из другого времени
Портрет певицы Земфиры Рамазановой, нарисованный с помощью музыкального эксперта, музыканта и радио-телеведущей
24 и 26 февраля впервые за пять последних лет в Москве прошли сольные концерты Земфиры. Как сообщали организаторы, все билеты на них закончились ещё в декабре 2021-го, в первый день продаж. Исполнительница давно уже редко радует слушателей новыми песнями – альбома «Бордерлайн» ждали восемь лет – и ещё реже своим общением журналистов и публику.
24 февраля, в день выступления, Земфира поставила на своём сайте чёрный экран с белой надписью, которая вскоре стала трактоваться как дискредитация Российской армии. В мае единственную запись сменил анимационный клип на песню «Мясо» с уже более отрефлексированным взглядом на происходящие события.
К тому времени Земфира была уже за границей. Ещё в 2018-м, после своих нелестных высказываний про популярных в то время певиц Гречку и Монеточку, она отвечала на вопросы поклонников во «ВКонтакте» и не исключила эмиграцию.
В Париже на фото она позирует с топ-моделью Беллой Хадид, актрисой Николь Кидман и её мужем – австралийским кантри-певцом Китом Урбаном. Из соотечественников рядом с ней – многолетний творческий партнёр Рената Литвинова и креативный директор модного дома Balenciaga Демна Гвасалия.
Но на родине про Земфиру не забывают и вряд ли забудут. Первый альбом, который так и назывался – «Земфира», вышел в 1999 году и состоял почти исключительно из хитов, знакомых даже для далёких от русского рока людей.
Бывает грубой, но никогда не врёт
Хотя Земфиру можно увидеть в Париже на великосветских тусовках, она не раз говорила: «Люблю побыть одна, мне так комфортно. Это максимально естественное состояние – когда никого нет». Певица действительно очень закрытая для людей за пределами ближнего круга. Настолько, что многие знакомые с рок-звездой наотрез отказываются рассказывать о ней.
– Просто напишите, что она – классная, очень классная, но закрытая. Она поэтому ничего не рассказывает о себе – не хочет, чтобы за спиной люди её обсуждали, – сказал «Собеседнику» стилист Земфиры и Ренаты Алексей Нагорский.
Но скрытные персоны лишь подогревают к себе интерес. Особенно когда недоступность ярко контрастирует с откровенностью в словах. Об этом мы поговорили с бывшим пресс-атташе Земфиры и исполнительным продюсером её альбома «Спасибо» (2007) Борисом Барабановым.
– В чем секрет того, что интерес к Земфире не ослабевает?
– У неё актуальное звучание. Я имею в виду не модность, а умение обращаться с новыми технологиями и новыми приёмами звукозаписи. У неё есть композиторский талант и талант сонграйтера – это разные вещи. Она знает, как устроена песня и как нужно сделать, чтобы она была интересна слушателю. Она обладает индивидуальностью и, безусловно, человек со своим видением мира, которое близко многим людям. Откровенность. Я не помню, чтобы Земфира хоть один раз соврала. Она может быть очень резкой и даже грубой, что сама признавала. Но она никогда не врёт. И она – перфекционистка. Не знаю, можно ли назвать это достоинством, поскольку многие люди считают, что когда человек сходит с ума из-за каких-то мелочей – это уже патология.
– Говорят, что для успеха важно оказаться в нужное время в нужном месте...
– Она попала в хорошее время, когда её талант и востребованность такой музыки наложились на деньги, которые были для записи, продвижения и съёмки клипов. Благодаря сочетанию всех этих составляющих на старте получился серьёзный взрыв – и Земфира стала популярной. А дальше она, как очень талантливый человек, смогла воспользоваться своим успехом.
– Вы говорите, что она откровенна в музыке, но вместе с тем Земфира – очень закрытый человек. Разве бывает такое единство противоположностей?
– Конечно. В её случае именно так и есть. Земфира полностью выкладывается и высказывается в песнях, а в жизни не хочет быть на виду, не хочет быть открытой и доступной.
– Может быть, слава её испортила и она закрылась?
– Испортила или не испортила – это всё категории в глазах смотрящего. Это всё очень субъективные мнения. Кому-то может показаться, что, конечно, её испортил звёздный статус. Но кто-то думает, что слава – это именно то состояние, в котором Земфира должна находиться, чтобы писать такие песни, какие она пишет.
– Вы продолжаете поддерживать связь после завершения сотрудничества?
– Мы общаемся редко, но регулярно. Мне кажется, что отношения поддерживаем (смеётся).
Трудоспособная и самокритичная
Владимир Корниенко (Корней) был бас-гитаристом у Земфиры на втором пике популярности исполнительницы. Играл с 2003 по 2006 год и участвовал в записи альбомов «Вендетта» и «Земфира.Live». Сотрудничество с признанной звездой началось для Корнея, когда он получил диплом в Донецке и приехал в Москву.
– Это было волшебное время в моей музыкальной жизни, – вспоминает Корниенко. – Конечно, я понимал, что будет не всегда легко. Каждый человек, серьёзно и страстно занимающийся музыкой, знает, что совместное творчество – всегда процесс трудный. Я прекрасно понимал, что черты характера Земфиры, которые можно принять за тяжёлые, происходили из стремления сделать музыку лучше. И разногласия, если они у нас и были, тоже связаны с этими стремлениями. Мы – разные люди и работали на разных внутренних скоростях. И иногда они могли не совпадать.
– А какой у неё характер?
– Земфира невероятно трудоспособная, и у неё большая любовь к музыке. Она – очень самокритичная, хотя не всегда это показывает. У неё есть желание участвовать во всех этапах процесса создания музыки. А если что-то ей не нравится, она всегда говорит и не молчит.
– Как вы познакомились с Земфирой?
– О, это моя любимая история. Летом 2003-го, когда я ещё жил в Донецке, я выложил на интернет-форумах сайтов Земфиры и «Океана Ельзи» свою музыку. Откликнулась Земфира. У неё был тогда отпуск, она послушала мои песни в наушниках. Я вообще на это не рассчитывал. Я хотел, чтобы просто люди послушали на форуме, но послушала Земфира. Песни ей понравились достаточно для того, чтобы она мне написала и пригласила в Москву для помощи в записи моего первого сольного альбома.
– Не зовёт ещё посотрудничать?
– После 2006-го мы сотрудничали пару-тройку раз, в основном в студии и иногда на концертах. Чаще всего общаемся о работе, но иногда и просто переписываемся. Сейчас она за границей, а с такими артистами, как Земфира, лучше работать очно: в этом процессе много нюансов, и как минимум дело будет двигаться быстрее. Поэтому нет, пока не звала.