Будет чуть легче, но намного дольше: правозащитник объяснил смену режима для Навального*
Политика перевоспитывают за новые нарушения в новых условиях
Алексей Навальный*, отбывающий срок в колонии строгого режима №6 во Владимирской области, сообщил, что его перевели в помещение камерного типа (ПКТ) из-за многочисленных нарушений. До этого, напомним, его семь раз отправляли в ШИЗО – штрафной изолятор.
Видимо там он так и не встал на путь исправления, и теперь перевоспитывать сотрудники учреждения его будут уже в новых для него условиях. А если без шуток, то мы узнали у компетентного в этом вопросе человека, что именно изменится отныне для заключённого.
– ПКТ – это, по сути, тюремная камера, которая существует в рамках колонии и является её структурной единицей, – объясняет «Собеседнику» известный правозащитник, ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы, член Общественного совета ФСИН РФ, а теперь еще и новый член Совета по правам человека Алексей Мельников. – Это специальное запираемое помещение, где осуждённые живут в течение всего срока, на который наложено взыскание (для мужчин максимально допускается до полугода). Отмечу, что ПКТ – аббревиатура, так сказать, нового времени: ранее такие помещения назывались БУРами (бараками усиленного режима). Корпуса с ПКТ и ШИЗО находятся внутри зоны, но отгорожены от основной территории. Обстановка внутри такой камеры, что и говорить, удручает.
Оштукатуренные или окрашенные стены, решётки на окнах, лампах и радиаторах, складные лежаки-шконки («вертолёты»), убирающиеся к стене на время бодрствования (то есть с 6:00 до 22:00 либо с 5:00 до 21:00), санузел за условной перегородкой, лавки и стол, намертво привинченные к полу. Самим окно открыть невозможно, приходится просить об этом охранника. «Сидельцы» ПКТ не освобождаются от работы, но трудятся отдельно от прочих осуждённых. Пищу они принимают обычно в камере либо по месту работы. Камеры заключённые убирают сами – по графику, который утверждает администрация. Дежурному выдают все необходимое для уборки, и он отвечает за чистоту. Отказ от уборки либо очевидный беспорядок в помещении приведёт к очередному взысканию.
В чем же отличается ПКТ от ШИЗО? ШИЗО – штрафной изолятор на зоне. Условия в ШИЗО ещё более жёсткие, чем в ПКТ: личных вещей и продуктов с собой брать нельзя (исключение – тапочки, средства гигиены, полотенца, одна книга религиозного содержания, например, Библия, нательный крестик, кружка, тетрадка и ручка).
Но зато в ШИЗО осуждённых не имеют право поместить более чем на две недели плюс один день (правда, прямо там можно схлопотать ещё столько же – и так неограниченное число раз), а в ПКТ – на срок до полугода (женщин – до трёх месяцев). Поэтому отправленному в ПКТ будет чуть легче, чем в ШИЗО, в бытовом плане (к примеру, ему разрешат взять не один Закон Божий, а две книги), но загреметь он туда может единовременно не на 15 суток, а на все 180.
Также наш собеседник отметил, что находящимся в ПКТ разрешаются:
- телефонные переговоры длительностью до 15 минут (как и всем осуждённым, кроме тех, кто в ШИЗО);
- расчёты с личного счёта в размере до 5000 рублей в месяц;
- одно краткосрочное свидание раз в полгода;
- по одной посылке (передаче) раз в полгода;
- прогулка длительностью в 1,5 часа раз в сутки.
Сохраняется, ещё раз подчеркнём, право и обязанность на работу, также, помимо принесённых двух с собой, можно брать книги в библиотеке, писать письма, учиться, посещать священнослужителя, но общение с остальными обитателями колонии ограничено.
В 2021 году Алексея Навального* приговорили к двум годам и восьми месяцам заключения по делу «Ив Роше». В 2022 году политику назначили девять лет по статье о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и оскорблении участников судебного процесса (ч. 1 и ч. 2 ст. 297 УК РФ).
*Внесён в перечень физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму