Не сидят без дела: что полезного делают в местах лишения свободы Ефремов, Навальный* и Кара-Мурза**

И другие знаменитые сидельцы

Фото: Личный архив Михаила Ефремова

Ефремов ролики снимает, Навальный* жалобы строчит, Кара-Мурза** за выборы радеет, никто без дела не сидит – «Собеседник» узнал, чем занимаются известные сидельцы России.

В последнее время в местах не столь отдалённых по разным причинам, вернее, статьям УК РФ оказалось (или, судя по всему, вот-вот окажутся – они пока ещё в статусе обвиняемых, но уже в СИЗО) немало знаменитых людей. И там они не унывают, а выполняют, помимо своих разных обязанностей, какую-то общественную нагрузку. По собственной инициативе! Пытаются и оттуда принести пользу тем, кто так же оказался в застенках. И у многих это неплохо получается, причём каждый нашёл себе стезю по душе.

Ефремов и кино

Актёра осудили в сентябре 2020 года на 8 лет в колонии общего режима за ДТП со смертельным исходом, совершенное в пьяном виде (пункт «а» части 4 статьи 264 УК РФ). В октябре того же года на апелляции срок уменьшили до 7,5 лет. С декабря 2020-го Михаил Олегович отбывает наказание в ИК № 4 города Алексеевка Белгородской области. Работает там швеёй-мотористом. А в свободное время снимает на предоставленную в исправительном учреждении технику настоящее кино и выигрывает с ним в конкурсах для зэков.

Первое творение артиста, сделанное в неволе, победило в ноябре 2021 года на всероссийском конкурсе видеороликов среди осуждённых «Преступление и наказание», посвящённом 200-летию со дня рождения писателя Фёдора Достоевского. Кино под названием «Евангелие от Фёдора» было снято непосредственно в стенах колонии, за исключением нескольких сцен.

– Сценарий написали участники кружка корреспондентов и художественной самодеятельности ИК-4 Михаил Ефремов и Михаил Зеленский, – сообщили «Собеседнику» в пресс-службе УФСИН России по Белгородской области. – Кроме того, Ефремов озвучил ролик. Руководство колонии оказало всю необходимую поддержку конкурсантам – так, монтировали отснятое в рамках работы студии кабельного телевидения. В роли следователя Порфирия Петровича снимался сотрудник колонии Алексей Бондарев, а роль Сони Мармеладовой исполнила старшая дочь Ефремова – Вера, приславшая видеозапись своего исполнения в учреждение по электронной почте. За победу в номинации «Лучший монтаж» Ефремов и Зеленский поощрены начальником учреждения, им вручили памятные подарки.

Фото: Личный архив Михаила Ефремова
Михаил Ефремов

Фильм настолько удался, что позже с разрешения ФСИН России его даже выложили на YouTube – и теперь посмотреть его могут не только на месте производства, но и все желающие. Работа и правда вышла проникновенная, поучительная и достойная, признанным экранизациям Достоевского она уступает разве что продолжительностью – хронометраж у неё чуть больше 7 минут.

В сентябре этого года осуждённый выпустил ещё одну ленту. Так у него в колонии создаётся уже целая фильмография! В картине «Переоценка ценностей», над которой Ефремов снова работал как режиссёр, осуждённые делятся историями о собственной жизни и вспоминают, почему попали в места лишения свободы. Фильм был представлен на IX всероссийском кинофестивале «Надежда» в Челябинске и получил спецприз.

При этом вне конкурса Ефремов снялся ещё в одном фильме – «Жизнь после тюрьмы». В этой документальной ленте актёр стоит в робе заключённого и рассказывает о себе. По его словам, он только сейчас стал привыкать к жизни в колонии. По признанию артиста, он ходит в библиотеку, много и вдумчиво читает, уже дочитывает Ветхий Завет, смиренно вставляет замки в молнии для одноразовых защитных костюмов и размышляет о судьбе своей.

Навальный и профсоюз

Политика приговорили в марте 2022 года к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), а также по частям 1 и 2 статьи 297 УК РФ (неуважение к суду). С июня этого года он содержится в ИК № 6 посёлка посёлка Мелехово Ковровского района Владимирской области. Трудится так же швеёй-мотористом и иногда попадает в ШИЗО. Там он побывал уже шесть раз!

12 августа ему дали трое суток за незастёгнутую пуговицу, потом 5 суток – за незаведённые за спину руки при конвоировании, затем 7 суток – за то, что представился не по уставу, после максимальные 15 суток – точные причины осуждённым не уточнялись, далее 12 суток – за высказывание во время суда (он там ещё и со своей колонией успевает судиться). И вот 11 октября ему назначили 14 суток за отказ, как уверяет заключённый, мыть забор.

Во время одного из пребываний в штрафном изоляторе Алексея Анатольевича и посетила гениальная идея – создать профсоюз заключённых, что он уже потихоньку и воплощает в жизнь. Правда, пока состоит в нем только он один, а руководство казённого учреждения считает организацию незаконной. Но есть и первые успехи.

Так, Навальному удалось получить ответ на своё обращение в Министерство юстиции РФ о том, сколько килограммов вещей и продуктов родственники могут пронести с собой на длительное свидание с зэком – 20 кг на всех или 20 кг на каждого. Так как недавно вступили в силу «Правила внутреннего распорядка». И там этот пункт прописан так, что, по словам оппозиционера, администрации колоний по всей стране начали трактовать его как «на всех». И вот ответ Минюста – «на каждого». И это, на самом деле, важный момент.

Фото: Личный архив Алексея Навального
Алексей Навальный

«Стандартный» комплект посетителей зэка выглядит так: мать, жена, ребёнок, – объясняет Алексей Навальный в письме, переданном через соратников. – Или бабушка, мать, брат. Эти люди должны привезти с собой еды-питья, одежды и гигиенических принадлежностей на трое суток. Почти всегда ещё и постельное белье и полотенца с собой приносят. Плюс «вольную одежду» для зэков. А представьте себе, если ребёнок маленький, то ещё и коляска нужна. Вот и получается в итоге, что если общий лимит 20 кг, то трём взрослым людям и ребёнку банально не хватит еды на трое суток. Ну или придётся брать сухари и «бомж-пакеты».

Также сиделец добился того, чтобы швеям из его цеха предоставили для сидения во время рабочего дня стулья вместо табуреток. И подготовил подробную инструкцию, как и другим у себя на зоне добиться того же.

– Это обычная практика: если за решётку попадает высокообразованный человек, он обычно пишет жалобы за всю камеру, – поясняет «Собеседнику» известная правозащитница Марина Литвинович. – Ведь у зэков есть свои собственные очень мощные устои. И, в частности, там не принято жаловаться, особенно начальству и на начальство. За это могут быть последствия.

Да и с защитой прав заключённых сейчас все очень печально: по всей России в Общественные наблюдательные комиссии практически не переизбрали реальных правозащитников. Так что профсоюз заключённых – это отличная инициатива. Заключённые отныне должны сами защищать свои права.

Конечно, руководство идее Навального не радо, так как он, можно сказать, расшатывает официальный тюремный режим. А вот тюремная субкультура, скорее, если надо, с его профсоюзом, как и с любым другим, уживётся.

Зэков у нас почему-то воспринимают как абсолютно бесправных людей. Считают, что они не имеют прав ни на что. Ситуацию надо менять – и Навальный нашёл себя в этом, принял эти обстоятельства на себя и не растерялся. Заключённым и не обязательно вступать в его профсоюз официально, чтобы тот работал. Главное, что Алексей Анатольевич им фактически сказал: «Я здесь профсоюз! Идите все ко мне и жалуйтесь мне! Навальному вам жаловаться не западло. Я буду защищать вас». То есть он объявил себя некой властью внутри колонии – очень умно действует.

Официальные власти, естественно, возмущаются. Хотелось бы отметить ещё нескольких человек. Андрей Пивоваров (политик осуждён в июле 2022-го по ст. 284 на четыре года – Ред.) инициировал в лаборатории проверку воды, которая течёт у них там в колонии общего режима, и выяснил, что она непригодна ни для питья, ни для мытья.

Александра Баязитова (журналистка обвиняется по ст. 163 – Ред.), которая находится в СИЗО, письменно обратилась к его начальнику с предложением об изменении информационной политики учреждения – а именно с идеей завести телеграм-канал следственного изолятора. Он был бы полезен родным, близким и адвокатам находящихся под следствием и судом.

А Иван Сафронов (журналист получил в сентябре 2022-го за два эпизода по ст. 275 в совокупности 22 года колонии строгого режима – Ред.) подаёт нам всем пример своей стойкостью духа.

Кара-Мурза** и выборы

Политику с апреля по октябрь этого года предъявили обвинения по статьям 207.3 (о фейках, ему грозит до 10 лет), 284.1 (осуществление деятельности нежелательной организации, грозит до 4 лет), 275 (госизмена, до 20 лет). С апреля 2022-го он находится в том же московском следственном изоляторе, где после провозглашения приговора дожидался сначала обжалования, а потом этапирования Ефремов.

Фото: Личный архив Владимира Кара-Мурзы*
Владимир Кара-Мурза*

– Владимир Владимирович добивается права пребывающих в СИЗО голосовать на любых выборах, – поделился с «Собеседником» его адвокат Вадим Прохоров. – 9 сентября этого года он сам пытался проголосовать на муниципальных выборах. За партию «Яблоко», разумеется, хотя к делу это не относится. Ящик для голосования доставили в учреждение.

И тут избирательная комиссия придралась к тому факту, что мой доверитель находится там не по месту прописки! Но ведь в такие места помещают, как правило, не по прописке, она может лишь иногда совпасть. Кара-Мурза находится в московском СИЗО №5 «Водник», которое расположено в Северном округе, а зарегистрирован по месту жительства в Центральном округе (Замоскворецкий район).

Когда ему отказались выдавать бюллетень, он обратился в Замоскворецкий районный суд Москвы. В своём иске он ссылался на п. 1 ст. 66 закона об основных гарантиях избирательных прав, который гласит, что участковая комиссия «обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования».

Представитель участковой комиссии в свою очередь доказывала, что «территория деятельности участковой комиссии определена границами избирательного участка и произвольное расширение территории деятельности УИК является недопустимым». Аналогичную позицию уже высказывали Мосгоризбирком и ТИК. Суд с ней согласился.

Тем самым судья Хайретдинова отменила прямую норму Конституции, которая закрепляет право голосовать за гражданами, которые не находятся в местах лишения свободы по приговору суда. Апелляцию в Мосгорсуде мы на прошлой неделе проиграли. Но мой подопечный не сдаётся и обещает обжаловать это решение до верхнего предела.

Полагаем, что насквозь пропутинский Конституционный суд России, займёт нашу позицию, поскольку активное избирательное право для них – священная корова. Даже, прости господи, Элла Памфилова, комментируя дело Кара-Мурзы, призналась, что проблема такая есть и что её надо решать.

*Внесён в перечень физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

** Признан в РФ иноагентом


Рубрика: Общество

Поделиться статьей