Инна Чурикова. Нет, не прынцесса! Королевна!
Хотя в последнее время Инна Михайловна часто болела, её уход стал полной неожиданностью для коллег и поклонников.
Осенью этого года Инна Михайловна отметила бы 80-летний юбилей. Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в городе Белебей Башкирской АССР. Школьницей участвовала в спектаклях Московского драматического театра имени Станиславского.
В 1965 году окончила Высшее театральное училище имени Щепкина. Работала в Московском театре юного зрителя. С 1975 года – в Театре имени Ленинского комсомола (Ленком). Снялась более чем в 50 фильмах, среди которых «Морозко», «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Тот самый Мюнхгаузен», «Военно-полевой роман», «Курьер», «Ширли-мырли», «Иван Денисович» и другие. Муж – режиссёр Глеб Панфилов. Сын – Иван Панфилов, юрист, продюсер. Скончалась 14 января 2023 года.
Любовь – это взаимное погружение друг в друга
– Я считаю себя рядовым солдатом сцены, – смущаясь, признавалась Инна Чурикова, если её называли гениальной, талантливой. – Думаю, что искушение славой меня не задело.
Наверное, потому, что в самом начале творческого пути у актрисы складывалось всё непросто. Например, несколько лет играла на сцене Театра юного зрителя то лисичек, то Бабу-ягу, то мальчиков.
– Мы с Инночкой вместе оказались на этом острове – ТЮЗ, в этом кошмаре, когда по тридцать спектаклей в месяц ты играешь на сцене: то хрюкаешь, то квакаешь, то каркаешь, – вспоминает актриса Лия Ахеджакова. – До того доходило, что играли куриные ноги. Нам бы Джульетту играть или Офелию, а тут…
Чурикову долго не приглашали на главные роли в кино, считали её простушкой, вовсе не героиней. Но и эпизоды в фильмах актриса играла так, что запоминалась зрителю. Пожалуй, самая первая яркая роль в кино досталась ей в 20 лет – в фильме «Морозко» она сыграла Марфушку. Для работы ей выбелили ресницы и брови, «украсили» веснушками, в общем, сделали из молодой девушки дурнушку. Но, как признавалась Чурикова, это её не пугало, она была счастлива сниматься. Именно там произносится фраза, обращённая к её героине: «Нет, не прынцесса! Королевна!» Всю жизнь это выражение часто упоминали критики или зрители в адрес Чуриковой.
– По сценарию картины я должна была прыгнуть за Инной – Марфушкой в пруд, спасать её, – вспоминает исполнительница главной роли Настеньки в «Морозке» Наталья Седых. – Но я боялась, мне казалось, на меня пиявки нападут. Несколько раз я подбегала к воде и останавливалась. И всё это время Инна безропотно сидела в воде, терпела.
Счастливая кинокарьера началась у актрисы, когда она встретила своего режиссёра и будущего супруга Глеба Панфилова, который потом снимал жену почти во всех своих фильмах. Впервые он увидел её в одной из телепередач, где Чурикова мелькнула всего лишь на пару минут. В ту пору Глеб Анатольевич искал актрису на главную роль Тани Тёткиной в фильме «В огне брода нет». Увидев актрису, фамилию которой он даже не знал, режиссёр понял: «Вот она – Тёткина!» Кое-как нашёл Инну и пригласил на пробы.
Правда, после этого фильма Панфилову запретили снимать в главных ролях Чурикову. И каждый раз Глеб Анатольевич с трудом отстаивал её кандидатуру. Инна Чурикова стала одной из немногих актрис, для которой стали специально писать роли.
Панфилов и Чурикова прожили более пятидесяти лет и все эти годы вместе работали в кино и театре.
– Любовь – это взаимное погружение друг в друга. Это когда человек, которого ты любишь, тебе дороже, чем ты сама себе, – говорила Чурикова. И называла себя и мужа сиамскими близнецами. Однажды она летела на гастроли и предъявила на контроле паспорт. Проверяющие долго рассматривали фотографию, крутили в руках документ, спросили: «Это действительно вы?» «Да, а что?» – невозмутимо ответила Инна Михайловна. Потом выяснилось, что по ошибке взяла паспорт мужа. Её всё-таки пропустили на самолёт.
В ней не было пафоса
– В театр на Чурикову зритель ломился так, что однажды на спектакле «Тиль» снесли двери! Поэтому приходилось нанимать конную милицию, – рассказывает актриса Людмила Поргина. – Помню, как-то Инна опоздала на репетицию на сорок минут. Вбегает, падает на колени перед нашим худруком Марком Захаровым: «Простите меня, сын Ванечка заболел, и нянечка заболела, некого было позвать». Зарыдала. Татьяна Ивановна Пельтцер тоже встала на колени, просила за неё. Но Захаров тогда сказал: «Репетиция окончена. А вы, Инна Михайловна, у меня – актриса. И меня больше ничего не интересует!» И ушёл. Мы все плачем, успокаиваем Инну. Открывается дверь, Захаров кричит: «Через пятнадцать минут готовность». Безусловно, он ценил и любил Чурикову.
– Конечно, я всегда волновалась, когда выходила вместе с такой актрисой, – рассказывает актриса Ирина Аугшкап-Серова. – Инна Михайловна во всем меня поддерживала, советовала, всячески опекала. В ней не было пафоса, очень проста в общении с любыми людьми. Меня постоянно просила называть её на «ты», но я так и не смогла. На гастролях она и Янковский всегда ставили условие, чтобы мы, молодые артисты, проживали там же, где и они, чтобы было равенство. А какой она была прекрасный рассказчик! Какое чувство юмора! Могла посмеяться и сама над собой, делала это блестяще.
Инна Чурикова не боялась экспериментов. Например, однажды в одном телепроекте спела вместе с Земфирой песню «Мои тебе поздравления». А в своём последнем спектакле «Аудиенция», который поставил Глеб Панфилов, актриса сыграла королеву Елизавету II разных возрастов – от молодости до старости. Михаил Горевой, который играл вместе с Чуриковой в этой постановке, признается, что выбрал профессию во многом благодаря Инне Михайловне.
– Мне было 14 лет, когда я посмотрел в Ленкоме спектакль «Тиль», а потом и другие постановки с Инной Михайловной. Именно она заразила меня этой страстью к театру, – рассказывает Михаил. – Я вспоминаю наши благословенные репетиции с Панфиловым и Чуриковой у них на даче, когда мы разбирали пьесу, наши роли. Было дружно и весело! Знаете, есть в космосе чёрные дыры, которые все засасывают, а Инна Михайловна – это белая дыра, которая, наоборот, излучала свет. Сколько поколений зрителей она обратила в этот свет! Помню, как на первой репетиции нашего спектакля уже на сцене к моему герою – 84-летнему английскому премьер-министру Черчиллю – выбежала навстречу 28-летняя королева Елизавета II. Молодая девушка, хотя на тот момент Чуриковой было за семьдесят. И я поверил! Был потрясён! Это было больше, чем профессия! Это уже прямая энергия откуда-то свыше! Как-то я сказал ей: «Инна Михайловна, это вы виноваты». Доверчивая и наивная, как ребёнок, она спросила: «Миша, в чем?» – «В том, что я стал артистом. Но я так этому счастлив!» И я счастлив сейчас, что успел тогда сказать ей слова любви и благодарности.
В спектакле «Аудиенция» героиня Чуриковой, уже постаревшая английская королева, говорит самой себе юной: «То, что ты простой, обычный человек, станет твоим самым полезным качеством. Более выразительные, более правильные люди, мне кажется, не смогут справиться с такой трудной работой монарха». У зрителей создавалось впечатление, что актриса говорит о самой себе. Ведь в нашей памяти Инна Чурикова останется настоящей королевой сцены и кинематографа.