Алексей Учитель весной начнёт снимать фильм о Дмитрии Шостаковиче
Режиссёр рассказал о своих проектах и современном состоянии российской киноиндустрии
В конце года принято подводить итоги. Несмотря на свою огромную занятость – руководство собственной студией «Рок», режиссёрский курс во ВГИКе, руководство кинофестивалем «Послание к человеку» и съёмку собственных фильмов – подвёл их перед журналистами и режиссёр Алексей Учитель. Начал с собственного творчества – мэтр готовится приступить к производству картины «ДД/Шостакович/» о великом композиторе.
– Мы уже приступили к подготовительной работе, а съёмки, надеюсь, начнутся в конце весны. Сразу хочу сказать, что это не байопик в чистом виде, а притчевая история. Над этим проектом я уже работаю два года. Как ни парадоксально ни одного игрового фильма о Шостаковиче в нашей стране не создано. Поэтому есть, в хорошем смысле, понимание ответственности и значимости личности Дмитрия Дмитриевича. Мне интересно как в этом человеке уживался страх перед жизнью, перед властью, перед личными проблем и эта совершенно гениальная музыка.
– В прошлом году вы рассказывали ещё об одном проекте – фильме «Кумпарсита» о фигурном катании. Что с ним?
– Это была не моя личная задумка, а задумка моей студии. Это фильм о замечательной паре первых олимпийских чемпионах в танцах на льду – Людмиле Пахомовой и Александре Горшкове. Игровых спортивных картин у нас снято много, но эта победа уникальна. И спорт очень красивый. Я думаю, рано или поздно этот фильм должен состоятся.
– В этом году отечественный кинопрокат остался почти без западных фильмов. Поможет ли отсутствие конкуренции российскому кино?
– Сейчас ситуация, действительно, уникальная, но всё равно ещё должно пройти время, чтобы у зрителя появился интерес к российскому кино. Он до ковида начал уже возникать. У зрителя должен быть выбор – возможность смотреть в кинотеатре анимацию, американское, китайское, российское или другое кино. Вот выбора сейчас стало меньше.
Чтобы привлекать зрителя, мы должны производить фильмы-события. Недавний пример такого кино – «Сердце Пармы». В идеале каждую неделю должен выходить российский фильм, привлекающий зрителей. Пока с этим сложно, и связано это во многом с финансированием отрасли. Государство старается сейчас помочь съёмкам фильмов. Думаю, следующий год станет очень показательным для отечественного кинопроизводства.
– Вы упомянули «Сердце Пармы». Не кажется ли вам, что исторических фильмов в последнее время стало много, и они находятся в тренде?
– Историческая тема всегда вызывала огромный интерес – и в советском, и в американском, и в российском кино. В этом нет тренда, как мне кажется. Для меня в историческом кино герой или герои должны быть созвучны тебе. Мне всегда интересен человек в пограничной ситуации – когда он прожил некую часть жизни, а дальше – пропасть, в которую он прыгнул и не знает, что с ним будет происходить. А происходит это в конце XIX века, в 80-90-е годы прошлого столетия или сейчас – это, скорее, вопрос драматургии. Историческое кино интересно, когда оно проецируется на сегодняшний день. И самое сложное сделать так, чтобы не было прямых аналогий с нынешними временами, а, с другой стороны, было очень близко тем, кто фильм смотрит.