Как советскому гимну сказали Goodbye

Музыканты вспомнили, как в 1991-м записывали джаз-рок-версию «Союза нерушимого»

В конце 1991 года жители одной седьмой части суши прощались с Советским Союзом в очередях и на митингах. Одни выступали за сохранение единой страны, другие считали неправильным оставлять всё, как было. Артисты выбрали свой способ прощания – записали джазово-роковую версию гимна СССР и сняли клип на неё. 

Расставание у деятелей эстрады получилось одновременно лёгким и трогательным, хотя в обществе оценки разделились. Кто-то видел в нём стёб, кто-то смотрел с ностальгией.

На труд и на подвиги популярных исполнителей вдохновил Игорь Угольников, отвечавший в то время за острую юмористическую передачу «Оба-на!» на «первой кнопке» телевидения. Программа выходила всего год, но уже успела завоевать зрительские симпатии.

«Оба-на!» стала логическим телепродолжением капустников, устраиваемых на сцене Дома актёра участниками группы «Несчастный случай» Алексеем Кортневым и Валдисом Пельшем и актёрами Игорем Угольниковым и Евгением Вознесенским. Именно этот коллектив был ответствен за создание клипа «Прощание с гимном СССР», вышедшего 15 ноября 1991 года, за месяц до Беловежских соглашений.

До британских морей

Гимн СССР не раз становился объектом для кавер-версий. Мелодия композиции улавливается в песне Go West 1992 года от британской группы Pet Shop Boys, хотя музыканты говорили, что это совпадение.
В 2002-м инструментальная пародия на музыку Александрова появилась в одном из самых успешных альбомов группировки «Ленинград» под названием «Пираты XXI века». 
В 2004-м для новогодней передачи «Неголубой огонёк» «брежневский» вариант гимна исполнил в регги-стиле украинский дуэт 5’nizza.
А в прошлом году гитарный проигрыш на мотив советского гимна и голос диктора Юрия Левитана использовался в треке Defense of Moscow шведской метал-группы Sabaton, посвящённом Дню Победы.

Госпел США и Кельми

Клип и кавер-версия записывались в модном по тем временам стиле хоровых баллад, в которых каждая приглашённая знаменитость пела по строчке. Алексей Кортнев рассказал «Собеседнику», что создатели «Прощания» вдохновлялись благотворительным синглом в стиле госпел We are the World, написанным в 1985 году Майклом Джексоном и Лайонелом Ричи для помощи голодающим в Африке, и советской рок-баллады «Замыкая круг», созданной под руководством Криса Кельми и показанной в новогоднюю ночь 1988 года.

Режиссёрами видеоверсии гимна стали Кортнев и Пельш. За аранжировку творения композитора Александра Александрова отвечал Юлий Ягудин, создававший музыку для «Оба-на!» Текст одного куплета взяли из первоначальной «сталинской» вариации 1943 года, написанной Сергеем Михалковым и Эль-Регистаном, остальные – из привычной «брежневской» 1977 года, написанной Сергеем Михалковым в одиночестве. 

– Когда мы начали делать аранжировку гимна, выяснилось, что это очень красивая музыка. Просто мы к ней уже привыкли и не замечали, как профессионально она выполнена, – рассказывает Алексей Кортнев. – Для создания видеоряда мы обратились к архивам. Никаких авторских прав тогда не соблюдалось, всё было в свободном доступе. Мы с Пельшем хотели выдавить у зрителя слезу по стране, почившей в бозе, и подобрали картинки, вызывающие у нашего поколения ностальгические чувства.

На архивных кадрах – стройки первых пятилеток, комбайны на колхозных полях, космические ракеты и лица, лица, лица обычных советских людей.

«Мы в душу наплюём людям»

А в студии поёт цвет советской эстрады. Зачинает сам Угольников, следом на клавишах – Дмитрий Маликов, с вокализом выступает Сергей Манукян, ставший в 2018-м участником первого сезона шоу «Голос. 60+». Свои строчки поют Александр Цекало и Лолита Милявская, участники «Несчастного случая», Константин Никольский, Дмитрий Варшавский, Ирина Отиева, Сергей Пенкин, первый диджей Советского Союза Сергей Минаев и Александр Иванов из группы «Рондо».

Ныне менее известны принявшие участие в записи: бард Виктор Третьяков, популярная в конце восьмидесятых певица Катя Семенова, Александр Савин (в клипе – в милицейской форме), которого поклонники называют «Русским Паваротти», Раиса Саед-Шах, сейчас преподающая эстрадный вокал в Гнесинке, и Андрей Лукьянов из группы «Окно». «Секрет» на записи – с Николаем Фоменко, но без Максима Леонидова, «Машина времени» – без Андрея Макаревича*, в то время находившегося в отъезде.

– Мы подошли к гимну СССР с абсолютным уважением и без малейшей издёвки, – уверяет Алексей Кортнев.

Не все звёзды разделяли это мнение. Александр Градский счёл замысел юмористов глумлением и пытался отговорить других музыкантов от участия. Подобного мнения придерживался и Юрий Шевчук.

– В 91-м мне позвонили и сказали: Юлианыч, надо спеть гимн Советского Союза в стиле диско. Мол, гимн рухнул, СССР уже нет – можно постебаться. Я отказался. Потому что увидел в этом глумление – есть же бабушки, дедушки, для них в том времени много святого, – рассказывал в одном из интервью вокалист «ДДТ». – Куда этих людей девать? Мы же им в душу наплюём. Зачем так по-варварски? Я им сказал: что вы ведёте себя так же, как те, с кем вы боретесь?

Клип активно крутили по телевидению, и не только в передаче «Оба-на!», что не подтверждает версию, ходящую в интернете, будто бы кавер-версию гимна чуть ли не запрещали. Видео показывали даже у главных «прорабов перестройки» в программе «Взгляд». На Центральное телевидение обрушился поток гневных писем «идейных последователей» Шевчука и Градского.

«Думается, что вся эта грязная история равносильна глумлению в известные времена большевиков над «Боже, царя храни», сожжению икон, превращению храмов в отхожие места, а монастырей – в тюрьмы», – писал, например, старший научный сотрудник из Москвы А. Рябинин.

Прощание с гимном оказалось преждевременным. В декабре 2000 года по предложению президента Владимира Путина музыку Александрова восстановили в правах с текстом, вновь переделанным Михалковым. Споры в обществе по поводу возвращения гимна были куда более острыми, чем по поводу эстрадной версии.

Спустя 31 год: роли поменялись

Опыт гимнотворчества Угольникову впоследствии вновь пригодился. Передача «Оба-на!» закрылась в декабре 1995-го по инициативе её автора и ведущего, уставшего от проекта. В нулевые Угольников занялся продюсированием патриотических фильмов, в числе которых были «В июне 41-го», «Брестская крепость» и «Батальонъ». Артист активно поддерживает восстановителя советского гимна и рассказывал в интервью Юрию Дудю*, что во время присоединения Крыма готов был ехать туда хоть на танке в поддержку Российской армии.

В этом году Угольников стал организатором интерактивной выставки на Красной площади, посвящённой параду 7 ноября 1941 года. На брусчатке стояла историческая военная техника, играл «сталинский» гимн, на экранах показывали кадры, смонтированные из архивной хроники Великой Отечественной и частичной мобилизации на спецоперацию. Заслуженный артист России нашёл много связей между днём тем и нынешним.

– Поэтому мы поставили в один видеоряд ополченцев 41-го года и добровольцев года нынешнего. Кадры, на которых они запечатлены, очень похожи. Это и есть соотношение времени: прошлого и настоящего. Поэтому был исполнен гимн Советского Союза, – объяснил журналистам задумку Угольников.

О другом гимне, джазово-роковом, продюсер уже не вспоминал. 

Зато Юрий Шевчук теперь в числе осуждённых за «дискредитацию вооружённых сил», а группа «ДДТ» не может проводить концерты. В чёрных списках оказались и «Несчастный случай» с «Машиной времени».

*Российские власти считают иноагентом

Поделиться статьей