Анна Терехова: Я не мама, я – другая

Актриса, сыгравшая главную роль в спектакле «А всё-таки Вы хорошая…», в театре Виктюка, решила посвятить эту постановку своей знаменитой маме – Маргарите Тереховой

Фото: Агентство «Москва»

В начале декабря в Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «А всё-таки Вы хорошая…», созданного по дневникам и произведениям Марины Цветаевой. В главной роли актриса Анна Терехова, которая решила посвятить эту постановку своей знаменитой маме – Маргарите Тереховой.

Болезнь Альцгеймера – это уже необратимость

– Ещё пять лет назад режиссёр Марина Перельман предложила мне этот материал, – делится с «Собеседником» Анна. – В этой пьесе рассказывается про молодой период жизни Цветаевой, когда она осталась одна с детьми, потому что её муж был на фронте. Тогда она в таком смятении пребывала! Дневниковые записи и стихи, которые Цветаева писала в то время, мы используем в постановке. И ещё нам хотелось этого поэта как-то защитить от каких-либо наветов, клеветы, которые за многие годы скопились, развенчать разные злые мифы. Рассказать о ней как о человеке, о молодой женщине, которая в силу обстоятельств оказалась в неожиданном для неё положении.

– Анна, этот спектакль вы посвятили своей маме – актрисе Маргарите Тереховой...

– ...потому что мама очень любит творчество Марины Цветаевой, на своих творческих вечерах и на телевидении часто читала её стихи. Мне кажется, они и по духу в чем-то похожи, Цветаева маме близка по-женски.

– Не могу не спросить о состоянии здоровья вашей мамы. Пишут разное…

– Я не буду много распространяться об этом. Самое главное, что у неё достаточно стабильное состояние. Есть врачи, которые за ней постоянно следят, есть люди, которые мне помогают, ещё и Театр Моссовета, где много лет проработала мама, и благотворительный фонд «Артист». Так что, слава Богу, сейчас все стабильно.

– Хотя вы сама уже известная заслуженная артистка, тем не менее и сегодня чувствуете это испытание – дочь знаменитой Тереховой?

– Ну, так ничего же не изменилось. Я – дочь известной актрисы... всегда была и буду. И не изменился большой интерес к моей маме. Хотя, признаюсь, в августе у Маргариты Борисовны был юбилей, и думаю, если бы я не сделала какие-то «телодвижения», вряд ли что-нибудь вообще произошло бы. Но Театр Моссовета пошёл мне навстречу, и на сцене состоялся очень хороший, душевный вечер, который мы посвятили моей маме. И фильмы в Доме кино мы показывали – «Чайку», которую она поставила, документально-игровой фильм Володи Карабанова «Миры Маргариты». Так что, считаю, юбилей отметили достойно.

– Да, я посмотрел «Миры Маргариты». Неожиданная работа получилась. Маргарита Борисовна видела этот фильм?

– Мы ей показали, но… к сожалению, она не могла его оценить. Вы же понимаете, болезнь Альцгеймера – это уже необратимость.

Стараюсь не отчаиваться

– Если говорить о вашей творческой судьбе, мне кажется, театральная карьера у вас сложилась более удачно, чем в кино.

– Я согласна. Театр очень люблю, поэтому не считаю себя там обделённой, очень много разных ролей сыграла на сцене. В кино, конечно, намного меньше. Но ничего страшного. Все равно есть работы, которые очень люблю, и та же мамина «Чайка», которой мы гордимся. Этот фильм люди ценят и помнят. Почему у меня так сложилось с кино? Не знаю. Наверное, зачастую меня сравнивают с мамой. И это естественно – я же её дочь. Но мне уже все равно, пусть сравнивают. Возможно, кто-то хочет видеть во мне продолжение Маргариты Тереховой. А я совсем другая! И когда начала сниматься, играть на сцене, мама радовалась, что мы с ней разные. Хотя, конечно, творческие гены передались мне от неё.

Фото: Агентство «Москва»

– Анна, вы много лет играли в Театре Луны. Недавно основателя этого коллектива Сергея Проханова неожиданно сняли с должности худрука и назначили Евгения Герасимова. Как на это реагируете?

– По большому счету не знаю, как все оценивать. С одной стороны, жалко, что корифеи, которые очень много лет отдали любимому театру и творчеству, лишаются работы. С другой… Тот же Александр Ширвиндт в Театре сатиры всё-таки стал президентом театра. Сергей Борисович Проханов – тоже. Надеюсь, что это сделано с обоюдного согласия. Но, когда рубят по живому, когда увольняют артистов – это, конечно, всегда очень трудно. Всё-таки существует актёрское братство, и, конечно, с увольнением я не могу примириться. Артисты очень ранимы и порой действительно совершенно не могут себя защитить.

– В этом году в Театре Виктюка, с которым вы сотрудничаете, работал пункт мобилизации. В результате какое-то время не играли спектакли. Как к этому отнеслись актёры?

– Сначала восприняли настороженно. Да, немножко сдвинулся репертуар, но ничего страшного. На самом деле это часть того положения, в которое мы сейчас попали. Такая ситуация случилась везде, не только в нашем театре. А что мы можем сделать?! Остаётся уповать на лучшее и на Бога. И главное, не отчаиваться и верить именно в хорошее. Театр жив, актёры есть, память о Романе Григорьевиче осталась, спектакли играем с удовольствием. Знаете, лично я стараюсь не впадать в отчаяние и уныние, в панику. Воспринимаю все так: могу делать только своё дело, то, что умею профессионально. И могу жить ради своих близких, родных, ради мамы, своего сына и своих крестных детей. Вот это я и делаю. А метаться туда-сюда, возмущаться – это, если честно, не для меня.

– А я заметил: сейчас люди как-то стали жить больше своим островком…

– Но этот островок был у меня всегда, я ничего не поменяла. Конечно, каждый имеет своё мнение о происходящем вокруг. Но я считаю себя мирным человеком – и как женщина, и как мать, и как дочь. Существую в том мире и в той ситуации, какая сейчас у меня есть, стараюсь, как могу, жить в гармонии со своими близкими людьми.

– Некоторые артисты – например ваш бывший партнёр по спектаклю Театра Луны «Ночь нежна» Дмитрий Певцов – меняют амплуа и занимаются политикой, становятся депутатами Государственной думы. Политика и творческий человек – насколько это совместимо?

– У каждого свой выбор. Видимо, для кого-то это возможно. Я считаю, что Дима Певцов оттого, что работает депутатом, не стал менее талантлив. Если у него есть силы и желание это совмещать, пусть это делает. Мне тоже предлагали участвовать в выборах в депутаты, но я отказалась, потому что это не моё. Во-первых, я ничего в политике не понимаю, во-вторых, совершенно не могу быть беспристрастной в чем-то. В этом смысле я более творческий человек. Так же, как не вижу себя в бизнесе: я даже не умею продать себя как актрису. Хотя знаю себе цену, не в плане денег, а в том, чего стою в своей профессии.

Поделиться статьей