Расстрел за кулисами. Репортаж с Z-спектакля с захватом заложников
«Собеседник» побывал на «первом культурном мероприятии по денацификации Украины» и пообщался с его создателем
На сцену под проклятия на украинской мове группа агрессивных мужчин в камуфляже и с автоматами в руках вытаскивает обычного человека из зрительного зала и собирается казнить его на месте. Произошедший за кулисами расстрел сменяется видеозаписями на экране, показывающими разбомблённые города Донбасса. Театральные подмостки окутывает туман, сквозь который пробиваются лучи стробоскопов, словно на дискотеке в доме культуры, и под жёсткий гитарный рок вокалист в военной форме поёт: «Нас миллионы русских, убить нас невозможно, ведь с нами Божья сила!»
В МуZее Победы на Поклонной горе показали «Vежливых людей». Иммерсивный киноспектакль, как определяют жанр действа его создатели, наделал немало шума в стране – на представление уже пожаловались в Генпрокуратуру общественники, увидевшие в сцене с захватом заложников перекличку с терактом в столичном театральном центре на Дубровке в 2002 году.
У «первого культурного мероприятия по денацификации Украины» (ещё одно определение создателей спектакля) нашлись защитники. Певец и депутат Госдумы Денис Майданов назвал обращение общественников «саботажем» и назвал постановку «абсолютно успешной», идущей с аншлагами во всех городах. Заслуженный артист, кстати, на московском представлении спел вместе с автором идеи спектакля Романом Разумом и его ансамблем «Новороссия» финальную песню.
Выступление в Музее Победы стало завершением гастролей «Вежливых людей», проведённых на средства президентского гранта в 10 миллионов рублей.
Назло Америке
В конце восьмидесятых все советские мальчишки засматривались на видеокассетах американскими боевиками с кровавыми драками, крутыми героями, выходящими победителями из любой перестрелки. Но вот беда: противниками этих смелых и мужественных парней были капитан Иван Драго и полковник Подовский. Русские злодеи, хоть не менее брутальные, но обязательно проигрывающие. Позднесоветский официоз мог противопоставить «вражеской пропаганде» только унылые документалки про кровавые козни НАТО да уроки НВП, что для молодого поколения выглядело скучно. За постсоветские годы на ниве военно-патриотического воспитания подрастающего поколения мало что поменялось.
– У меня всегда было ощущение, что молодёжь не воспринимает патриотическую тематику как близкую и интересную, – уверен Разум. – Особенно если их стягивают на мероприятия в добровольно-принудительном порядке. Не хватает усиленного патриотического воспитания в новом формате.
Но что мешает перенести американский боевик из эпохи VHS на театральную сцену, поменяв в нём героев с коммандос на вагнеровцев? В других отраслях пропаганды это неплохо работает. Политические ток-шоу с эмоциональными и не выбирающими выражения ведущими очень уж похожи на заокеанские аналоги с телеканала «Фокс Ньюс». Только вместо любви к Америке клеймят её на чем свет стоит.
Плохие, ещё хуже и хорошие
Кто есть кто в «Вежливых людях» – легко распознать. Много матерятся, чубатые и бородатые, испещрены нацистскими наколками и готовы пойти на любое преступление, будь то взрыв на заводе или уничтожение биолаборатории по приказу американского куратора, телефонный звонок которого сопровождается маршем «Дойче зольдатен унд ди официрен» – это украинцы. Они героически смотрятся в бронемобиле под песню «Океана Эльзы» «Я не сдамся без бою», но в итоге показаны трусливыми и глуповатыми, как герои «Маски-шоу».
– Что самое удивительное, зрители больше всего уделяют внимание актёрам, сыгравшим укронатовцев, особенно Вилену Бабичеву и Александру Гончаруку. Все они – участники СВО, и форма на них, которую мы лично сняли с пленных, – рассказал Разум.
Карикатурно разговаривают на ломаном русском, союзников называют исключительно «клоунами» и по-хозяйски раздают распоряжения – это американцы, истинные владельцы Украины. Для непонятливых на экране сопроводительный титр, сообщающий, что страна оккупирована натовцами. Абсолютное зло. Чтобы ни у кого в этом не оставалось сомнений, в кинематографических вставках рассказывается, что именно они создавали из Украины анти-Россию и стоят за терактами в Беслане и на Дубровке.
В завершение представления Роман Разум говорит со сцены:
– Я уверен, что ещё будет общая мобилизация и мы соберёмся в единый кулак и разобьём врага!
И наконец, герои. Смелые, добрые, перерезающие нужный проводок у мины с часовым механизмом в последнюю секунду исключительно с Божьей помощью. Это российские воины. Намекается, что они – «музыканты», то есть бойцы ЧВК «Вагнер». Всё по канонам американского блокбастера.
«За нами наблюдают украинские спецслужбы»
В телеспектакле его творцы попытались показать все свои умения, соединив и кино, и спектакль с перемещением актёров по зрительному залу и взятием заложников из числа подставных зрителей, и патриотический рок-концерт. Соединение получилось далеко не бесшовным, но для Разума главное – донести идеи, а искусство – на потом.
Г-н Разум – военнослужащий Народной милиции ЛНР – получил известность после фильма «Ополченочка» (2018) о женском танковом экипаже из самопровозглашённой республики. Там он тоже был продюсером. С картиной вышло не всё гладко – некоторые считали, что прототипом главной героини стала Светлана Дрюк, перешедшая затем на украинскую сторону. Разум уверял, что образ собирательный и волна хейта – это происки врагов, как и в случае с киноспектаклем.
– Мы ещё на этапе создания проекта «Вежливые люди» знали, что за нами пристально наблюдают украинские спецслужбы, – продолжает организатор. – Я долгие годы занимаюсь пропагандой доблести наших войск, отстаивающих русский мир в Донбассе, и привык к угрозам и диверсиям. Но нам вредят не только укронатовцы, но и либеральная культурная элита России, которой противно все, что связано с войной, бойцами и спецоперацией.
Одну из главных фишек постановки – стрельбу холостыми – в Москве не показали. На неё, как и на сцену с захватом заложников, больше всего жаловались. Хотя перед спектаклем о ней предупреждают.
«Ректоры отказались дать нам студентов»
Американское развлекательное искусство можно тоже критиковать за пропаганду. Но там все по-другому с окупаемостью – люди готовы тратить на эти фильмы, постановки и комиксы свои кровные. На «Вежливых людей» можно попасть только по пригласительным, которые раздают в городах, по словам Разума, местные учреждения, отвечающие за руководство культурой. Но и в этом случае не всегда удавалось устроить аншлаг.
– Во Владимире два ректора вузов отказались дать нам студентов для просмотра киноспектакля. Зал, в отличие от других городов, был заполнен чуть больше чем наполовину. Многие люди вставали и уходили, не дождавшись окончания. Вообще, владимирцы на людей в военной форме странно смотрели, опуская при встрече глаза, – посетовал Разум.
В Музее Победы передо мной сидел целый ряд курсантов военного училища в форме. Были суворовцы в чёрных мундирах, пришедшие также явно не по собственной воле. Будущие военные дежурно вставали и дежурно аплодировали, как по команде. Больше всех подпевали песням и хлопали на ряду, зарезервированном для друзей и особо приглашённых гостей артистов.
Так что вопрос, готовы ли российские зрители голосовать за новое патриотическое искусство рублём, пока ещё остаётся открытым. Как и вопрос, нужно ли вообще такое искусство.