Никто его не видел, а он есть. Пелевину сегодня 60!
Почему автор гламура и дискурса – наш новый Толстой?
![](/storage/images/20221122/4Htx5xDFPhyjgr7saKFtD1NjtRdyRKqfFTstB4wN.jpg)
У российского читателя с Виктором Олеговичем длинная история взаимоотношений – без малого 30 лет со всеми взлётами и падениями. Только ленивый не поворчал, что Пелевин «исписался», а ранний-то был как хорош. Тем не менее, каждую осень руки сами тянуться купить его новый опус, как те мыши, которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.
В эпоху турбулентности здорово перечитать «S.N.U.F.F.» и в который раз удивиться, как автор все знал и предсказал. Или с головой погрузиться в недавно вышедший роман «KGBT+» про вселенский заговор элит, проплаченные нарративы, В-слово, инфокотиков и медиавалькирий. Самое главное, что можно понять про Пелевина – его можно интерпретировать как угодно. Сколько читателей – столько и вариантов прочтений.
В честь дня рождения одного из самых важных современных писателей «Собеседник» позволил себе быть несерьёзным и сымпровизировал «сердобольскую вбойку». Многие сейчас обеспокоены «импортозамещением» в искусстве, так вот у нас для вас хорошая новость – наш просветлённый гуру заменит всех. Пелевин наше всё!
Пелевин – наш Бэнкси
Никто его не видел, а он есть. Как и известный художник стрит-арта Бэнкси, Пелевин не даёт интервью (даже Дудю), не участвует в окололитературной тусовке. Каждый год появляются вбросы, что кто-то где-то поймал в объектив самого неуловимого русского автора, и что, мол, без тёмных очков он похож на водителя маршрутки или маньяка.
С Бэнкси у нас вообще бинго – его сатирические граффити часто называют комментариями к современным проблемам общества и актуальной политической повестке. Пару лет назад вышел фильм «В погоне за Бэнкси», а сегодня на стриминге KION выходит документальное расследование о Пелевине журналиста Родиона Чепеля.
По сути, политики давно не отличались от актёров или вбойщиков. Взять простую доходчивую мысль, обернуть её надлежащей эмоцией, спрыснуть нейротрансмиттерами и продавить через народные импланты, заставив людей пережить чужое воздействие как собственный психический процесс… Такой способ управления массами раздвигал границы возможного... Эмоция заставит людей сделать то, чего никогда не добьётся разум.
Пелевин – наш Вуди Аллен
Вуди Аллен каждый год выпускает по фильму, а Виктор Пелевин – по книге. Есть мнение, что настоящий художник работает над шедевром долго и упорно – десятилетиями. А раз Пелевин слишком часто выпускает романы, проигрывая в производительности разве что только Донцовой, значит он бесконечно самоповторяется и пережёвывает одни и те же смыслы под разными заголовками.
Но в современном мире как раз работает другая практика – чтобы от тебя не отписались, надо каждый день публиковать пост. Даже если потом все долго будут обсуждать, что там курил автор...
«Новая вбойка теперь выходила у меня раз в неделю, по вторникам, и многие не верили, что один человек может работать с такой скоростью. Творческие импотенты верещали про какой-то кабальный контракт»
Пелевин – наш Ди Каприо
Леонардо Ди Каприо так долго оставался без Оскара, что это было уже совсем неприлично и это скорее дискредитировало самих академиков, в упор не видящих жемчужину экрана (или просто зависть их там загрызла?). Виктора Пелевина также неприлично долго обходят стороной важные русские литературные премии. За редким исключением – сборник «ДПП NN» удостоен премии «Национальный бестселлер» в 2004-м, «Empire V» стал финалистом «Большой книги» в 2007-м и ещё был отмечен роман о Толстом «t». И всё.
Только не надо думать, что я кого-то осуждаю. Или не осуждаю. Я современный вменяемый человек и изгибаюсь вместе со всем, чему пока ещё разрешают дышать и тихо говорить. Гадюке гадюкино, жабе жабино…
Пелевин – наш новый Толстой
Уже стало общим местом говорить, что мы живем в мире между Пелевиным и Сорокиным. Первый – психотерапевт, второй – генератор ужасов. Пелевин нас развлекает, иронизирует над нами, иногда откровенно стебется, но так или иначе все его духовные трипы утешают. Свежий роман «KGBT+» уже называют «новостным антидотом и мягким антидепрессантом». Там главный герой предлагает «вбойку» – «летитбизм» (от let it be – «позволь этому быть»). У Льва Толстого есть статья «Неделание», где он высказывает мысль, что современный человек погружен в суету сует и потому не успевает задуматься над смыслом своих действий, а значит, не может познать дзен. Как и Толстой, Пелевин – писатель-мыслитель, от него ждут переосмысления новой действительности и рецепта, как с этим жить, иногда он даже проповедует и заставляет очнуться от сна (ну или bad trip).
И тут уже начинаются непонятки. Выходит, грех – это не проявление жестокости к живым существам или хотя бы их внешним подобиям, а непочтительность к чужим идеологическим конструктам?