«KGBT+»: Пелевин не повторяется, это повторяется эпоха

Литературный обозреватель «Собеседника» – о новой книге Виктора Пелевина.

Фото: Агентство «Москва»

Вынесенная на обложку аннотация – что книга, мол, поможет избежать душевного расстройства и обрести неколебимое спокойствие духа «в нашу великую эпоху» – это не шутка. Пелевин ещё более явно, чем в «Transhumanism Inc.», запараллеливает 2022-й, когда читатель держит его «KGBT+» в руках, и придуманную им посткарбоновую эру. И этим буквально берёт в словесно-интеллектуальные жернова, которыми чуть ли не насильно заставляет мозг выстраивать все необходимые связи.

Причём если в «Трансгуманизме» было возможным достаточно много и широко говорить о сюжете, а смысл надлежало долго раскапывать, то книгу «KGBT+» довольно сложно пересказывать, зато не составляет труда понять, что автор в неё закладывал.

В «KGBT+», во-первых, действительно очевидны параллели эпох. Во-вторых, действительно демонстрируется, как в тяжёлое время лучше всего воспринимать внешние неурядицы и трагедии.

Тут вам и бункерный правитель с транзитом власти. И Доброе Государство против Соединённых Местечек с информационной войной их корпораций – «Transhumanism Inc.» и «Открытый Мозг». И отменная культура. И ярлыки «рептильного влиятеля». И спорт как продвижение внешнеполитической повестки. И пропагандисты, разоблачающие одни подтасовки, оправдывая при этом другие (и надеющиеся, что при делах всегда будет та же мафия, которую они покрывают). И то, что морочить голову куда менее эффективно, чем морочить сердце, и власть, опирающаяся на эмоции, может заставить сделать то, что не сможет власть, опирающаяся на рассудок.

И естественно, особенной параллелью угадывается тот факт, что главный герой – KGBT+, вбойщик, нечто вроде артиста шоу-бизнеса – за счёт своей популярности оказывается властителем дум, после чего насильно втягивается в политическую игру и в итоге становится невольным соучастником теракта и попадает в тюрьму. И там-то, обдумывая свою жизнь, он и начинает писать «KGBT+», автобиографию.

Фото: Агентство «Москва»

Но любые переживания сделаны из восприятия. Можно с детства навыдумывать себе ментальных ястребов и потом всю жизнь размышлять, какой же больнее тебя клюнет и как среди них жить. А можно не галопировать между концепциями и не стремиться к оценкам, а как бы «ввинтиться» в реальность, оставив только акт её восприятия – отказаться от внутренних комментариев по поводу происходящего и раствориться как личность. И когда иллюзия личности исчезнет, вместе с этим исчезнет и страдание.

В конце концов, по Пелевину, обычный человек в своей рефлексии подобен императору, ко двору которого приносят доклады о положении в стране – и он волен либо цепенеть над представленной ему картиной, либо просто ждать и созерцать, пока информация не обновится, потому что его приказы дойдут до нужных адресатов тогда, когда расклад уже снова поменяется. И вообще реальность – чисто экономическое понятие, не имеющее отношения к философии или метафизике; это просто констатация мирового баланса платёжеспособных сил. И поэтому, например, единственно верная эмиграция – это отъезд из материального мира в своё серое вещество.

Любопытно, что если вдуматься, то всё это не так-то трудно (особенно в отличие от многих других Пелевинских книг) постичь самому. И фактически это значит, что принципы, изложенные в «KGBT+» актуальны в любую эпоху и для любых обстоятельств – даже для такой фантастической вселенной, которую придумал Пелевин.

Но штука в том, что принципы эти, если перевести их с «трансгуманистического» на обычный язык, на самом деле знакомы едва ли не каждому. Здесь даже излишней кажется ещё одна заложенная Пелевиным история, тоже своего рода параллель. KGBT+ на самом деле – это Сасаки из «Transhumanism Inc.», который прокатился на баночном аттракционе «Колесо Сансары» и прыгнул в несколько разных жизней в разных измерениях, в том числе и в прошлое. Таким образом ещё раз убеждая читателя, что вечные истины на то и вечные…

В итоге если вам вдруг кажется, что Пелевин уже больше не отыскивает и не ограняет ментальные алмазы, а просто повторяется, то на самом деле повторяется не Пелевин, а время, эпоха. Пелевин же продолжает производить бриллианты и говорить об актуальном. И даже финальные главки «KGBT+» про тюрьму и последние годы жизни «великого вбойщика», которые пока хоть и выглядят слишком перемудрёными и потому излишне выбивающимися, почти наверняка в каком-то виде окажутся верным переосмыслением прошлого и предтечей будущего…

Поделиться статьей