Марина Давыдова о ситуации с«Золотой маской»: «Это то же самое, что и вычёркивание имён с афиш»

Театральный критик рассказала «Собеседнику», почему из премии пропали две номинации

Фото: Агентство «Москва»/Антон Великжанин

Главная театральная премия страны «Золотая маска» в этом году не обошлась без скандала – финальный конкурс в двух номинациях списка не стали проводить. Россия в этом году не узнает имён лучшего режиссёра и лучшего драматурга. «Собеседник» поговорил с театральным критиком и главным редактором журнала «Театр.» Мариной Давыдовой о том, куда делась из премии современная драматургия и режиссура.

– Традиционный русский вопрос: кто виноват? Кто в ответе за пропажу номинаций?

– Нужно понимать, что у премии есть учредитель, администрация и экспертный совет и не путать эти руководящие органы. Во все из них входят разные люди. В отличие от других органов, состав экспертного совета обновляется каждый год, и в нынешних условиях его участники работали очень хорошо, сумев отобрать достойных претендентов во всех номинациях. Уверена, что у них был список кандидатур на лучшего режиссёра, включавший и Римаса Туминаса, и Бориса Павловича, и Дмитрия Крымова. Ответственность за исключение двух номинаций лежит на плечах учредителя – Союза театральных деятелей России (СТД), на который, вероятно, оказала давление власть. Мы не можем оценить степень давления на Союз. Вполне возможно, никто с них не требовал ничего конкретного, и они сами проявили инициативу и решили перестраховаться.

– Чтобы потом не было вопросов?

– Да, чтобы показать свою лояльность. А, может быть, давили. С другой стороны, я вполне могу представить ситуацию, что ведущие театры, удалявшие имена опальных режиссёров и авторов спектаклей из афиш, программок и с сайтов, могли все вместе сказать, что они не будут этого делать. Невероятно, что все главные театры сразу закроют. Но никакой солидарности не проявлялось, и каждый худрук или директор принимал индивидуально единственно возможное решение со своим куратором из органов. И исключение двух номинаций из премии «Золотая маска» подчиняется той же логики, что и вымарывание имён неугодных с афиш.

– Но почему пострадали именно премии лучшему режиссёру и драматургу, а не какие-то другие?

– Режиссёрская номинация всегда была одной из базовых и основополагающих, и думаю, понятно, почему её убрали. Среди претендентов много эмигрантов и тех, кого сейчас называют «национал-предателями». Среди, допустим, актёров, сценографов или композиторов таких имён значительно меньше.

Фото: Соцсети/Фестиваль «Золотая маска»
Марина Давыдова

– Почему тогда просто не вычеркнуть обе номинации как устаревшие и не упоминать их в лонг-листе?

– Насколько знаю, согласно уставу премии, решение об изъятии и внесении номинаций должно выноситься до начала работы экспертного совета. Если до начала сезона не успели, то приходится объяснять, что случилось. Был вариант у учредителей вычеркнуть из списка претендентов, отобранных экспертным советом, имена неугодных режиссёров. Но если бы среди номинантов не было режиссёров первого ряда, то это выглядело бы куда более вызывающе, чем отсутствие номинации целиком.

– В номинации «Работа режиссёра» формулировка звучит весьма понятно и прозрачно: «По решению Учредителя Премии СТД РФ номинанты не выдвигаются». В «Работе драматурга» все как-то посложнее: «Номинанты не представлены ввиду отсутствия конкурса». Что может скрываться за этой формулировкой?

– На премию мог претендовать, в первую очередь, уехавший из России драматург Михаил Дурненков. Хотя эксперты уверяют, что конкурс в номинации не складывался. Такое случается, когда нет кворума или недостаточное количество текстов представлено. У номинации сложные условия – на неё должны предоставляться оригинальные пьесы, исключаются инсценировки. Так что в этом случае действительно можно предположить, что снятие произошло сугубо по техническим причинам.

– Но осталась номинация «Спектакль большой формы», где есть «Война и мир» Римаса Туминаса, «Костик» Дмитрия Крымова и «Дикая утка» Тимофея Кулябина – все сплошь творения опальных деятелей. Правда, фамилии в ней не упоминаются.

– Я в последнее время часто вспоминаю вопрос из советского фильма «Подкидыш»: «Девочка, ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?». Это такая поездка на дачу, плата за снятие двух номинаций, как и в случае с исчезновением имён с афиш. Так хоть спектакли можно сохранить. И происходящее с «Золотой маской», безусловно, перекликается с происходящим изъятием упоминаний о создателях спектаклей с афиш и сайтов самих российских театров.

Поделиться статьей