«Власть — это обоюдоострый меч»: в прокат выходит фильм «Заговор в Каире», претендующий на «Оскар»

Корреспондент «Собеседника» посмотрел новую ленту шведского режиссёра Тарика Салеха и понял, чем она может быть близка российскому зрителю

Фото: Кино-Театр.ру

Одними из первых в Москве новый фильм режиссёра шведско-египетского происхождения Тарика Салеха смогли увидеть журналисты. Картина отмечена призом за лучший сценарий на Каннском фестивале и считается одним из претендентов на «Оскар». С учётом отказа России выдвигать фильм в этом году на соискание премии американских киноакадемиков и тяжёлой ситуацией с прокатом зарубежных фильмов из-за санкций, «Заговор в Каире» станет настоящим подарком отечественным киноманам.

Название фильма с арабского дословно переводится как «Парень с небес» и происходит в наши дни. В центре сюжета находится молодой сын рыбака Адам из египетской деревни, поступивший в один из древнейших и самых престижных мусульманских учебных заведений — университет аль-Азхар в Каире.  

Фото: Кино-Театр.ру

Не может быть двух фараонов

Вокруг юного богослова, носящего имя первого человека, разворачивается шпионский триллер с участием служб госбезопасности, исламских радикалов из партии «Братья-мусульмане» и религиозных деятелей. В университете умирает Великий имам, значение которого куда больше, чем у обычного ректора. Духовный лидер воспринимается в качестве наивысшего земного авторитета многими мусульманами-суннитами, и в западной традиции часто проводятся аналогии между главой аль-Азхара и Папой Римским в католичестве.

От Адама будет во многом зависеть, чтобы Великим имамом стал человек, устраивающий спецслужбы и государство, а связь между политической и религиозной властью не разорвалась. Закулисные интриги, скрытые за ширмой правоверности, к борьбе за высший пост прилагаются.

Тема соперничества за власть на экране в последнее время полюбилась зрителям и кинематографистам по всему миру, но в «Заговоре в Каире» есть специфические черты, близкие российской публике. Например, пронизывающая все сферы жизни госбезопасность. Чего стоит только одна фраза, сказанная генералом, стоящим за заговором спецслужбистов: «Великий имам хочет пожизненной власти, но она может быть только у президента. Не может быть двух фараонов в стране». По пресс-центру ФГУП «Россия сегодня», где проходил показ фильма, прокатился нервный смешок после этих слов.

Фото: Кино-Театр.ру

Египет в Турции

До прихода в большое кино Тарик Салех занимался изобразительным искусством в стиле граффити и был одним из пионеров этого направления в Швеции. Его произведение Fascinate, созданное в стокгольмском промышленном парке в соавторстве с другим художником, стало первой работой жанра, признанной в скандинавской стране культурной ценностью. После граффити и карьерой на ТВ Салех участвовал в создании популярных сериалов «Мир Дикого Запада» и «Рэй Донован». Оба направления деятельности режиссёра видны в его новом фильме.

«Заговор в Каире» насыщен множеством деталей и различных событий, многие из которых могли бы стать отдельным и полноценным мини-фильмом. И сериальный жанр наиболее подходит для такого повествования. Параллели с многосерийными образцами историй о борьбе за власть, вроде «Молодого папы» или «Карточного домика», вполне уместны. К ним можно добавить ещё «Игру престолов», если средневековый магический антураж заменить на ориенталисткий колорит придворных интриг из «Великолепного века».

Графическое прошлое у Салеха выражается в любовании геометрическими формами двора и узорами отделки аль-Азхара, напоминающих шахматную доску, на которой разыгрывается партия в борьбе за власть. Кстати, роль университета в фильме сыграла турецкая мечеть Сулеймание. Режиссёр объявлен персоной нон-грата в Египте за свой предыдущий фильм «Случай в отеле «Нил Хилтон», о чём он публично заявлял на телевидении.

Фото: Кино-Театр.ру

Осознанная необходимость

Игра — самое часто повторяемое слово в фильме и главная метафора борьбы за власть. В одной сцене Адам даже играет с претендентом на пост Великого имама в нарды, древнейшую египетскую игру. Другой претендент, Слепой шейх, напутствует своих учеников известными словами: «Свобода — это осознанная необходимость», приписываемые им «еврейскому философу Карлу Марксу» (на самом деле, сказаны другим «еврейским философом» - Бенедиктом Спинозой). Куратор Адама из органов напоминает ему, что он — всего лишь фигура в руках всемогущего Аллаха.

Но «парень с небес» ставит куда более важный вопрос о свободе воле, выражающейся в выходе из игры, и оказывается далеко не таким сельским простофилей, каким его воспринимают участники борьбы. Пешка может стать ферзём, шашка пойти в дамки; упомянутый генерал говорит, что «Власть — это обоюдоострый меч», напоминая не произнесённое в фильме ещё одно положение Маркса: «Воспитатель должен быть воспитан». В конечном итоге, в игру любой человек играет не в одиночку.

Фото: Кино-Театр.ру

На широкие экраны в России «Заговор в Каире» выходит с 10 ноября. Фильм выпущен прокатной компанией «Про:взгляд».

Поделиться статьей