Светлана Врагова: Русский театр погиб
Основательница театра «Модернъ» на протяжении многих лет доказывала, что не виновна в финансовых нарушениях, в которых её обвиняют. И победила
Основательницу театра «Модернъ» Светлану Врагову лишили должности худрука в 2016 году из-за якобы многочисленных финансовых нарушений в деятельности театра. Все эти годы Врагова доказывала, что вовсе не виновна, прошла через пять судов. И победила.
Досье
Режиссёр, Народная артистка России Светлана Врагова родилась 31 марта 1953 года в Ереване (Армянская ССР). Детство провела в Германии, где служил её отец. Ещё будучи студенткой 3-его курса режиссёрского факультета ГИТИСа у Юрия Завадского в Кировском театре юного зрителя поставила свой первый спектакль «Весенние перевёртыши». Затем работала в театре им. Пушкина и в Новом драматическом театре. В 1987 году на базе актёрского курса Михаила Царёва из театрального училища имени Щепкина основала театра «Модернъ». До 2016 году была неизменным художественным руководителем этого театра.
Если бы Путин побывал на одном спектакле Богомолова, он бы закрыл этот театр
– На сайте департамента культуры повесили официальное опровержение, дескать, все обвинения в мой адрес не соответствует действительности. Так им велел последний суд, – делится с «Собеседником» Светлана Александровна. – Но лично передо мной никто не извинился и театр возвращать мне не собираются. Знаете, подобное случилось впервые в истории отношений режиссёра и власти, потому что все боятся, а может у всех «рыльце в пуху», поэтому и не боролись. Но я-то знала, что ничего не своровала. И не испугалась, доказала, что ни в чем не виновата! Но сколько мне это стоило трудов, сил и здоровья!
– Не обязали департамент восстановить вас в должности руководителя театра?
– Нет, это можно было сделать в течение года после увольнения, теперь уже поздно. Пока я боролась за свои честь и достоинство, попала в этакий капкан. Адвокаты пытались перевести моё дело в уголовное – за клевету. Но это очень сложно сделать, оно застопорилось. После того, как со мной расправились, все эти годы я нахожусь в состоянии нокдауна.
– После увольнения вы бывали в своём театре? С новым худруком «Модерна» Юрием Грымовым общались?
– Никогда. А зачем? Там же всю красоту, которую мы создавали, разгромили, разворовали! Сожгли декорации легендарного спектакля нашего театра «Катерина Ивановна», где главную роль играла потрясающая Алёна Яковлева. Само здание театра запущено! С Грымовым не общалась и не буду. Мог бы не сжигать декорации, а позвонить мне – бывшему худруку, посоветоваться, поговорить, как это делают нормальные люди.
– Светлана Александровна, а как вы относитесь к слияниям театров, которые сейчас происходят сплошь и рядом?
– Я ведь из-за этого и погорела! Когда в 2016 году объявили об оптимизации театров, я первая выступила публично против. Тогда уже оптимизировали медицину, после чего на улице осталось огромное количество медиков. И вот после этого моего выступления в нашем театре прошло десять проверок, девять из которых нарушений не выявили. А вот последняя якобы что-то нашла. И меня убрали. Таким образом отомстили.
И вот они добились своего: эти какие-то безумные слияния театров, худруков, как и хотели, убрали подальше от распоряжения финансами, чтобы побольше своровать у государства. Смешно и страшно! Как лихо они убрали основателей театров: Райхельгауза из «Школы современной пьесы», Проханова из «Театра Луны», Доронину из МХАТа имени Горького и так далее. И кто пришёл на смену мастерам?! В театрах сегодня творится чума! И против этого никто не выступает, боятся потерять свои должности и кормушку.
– Может, слияние полезно, чтобы экономить денежные средства?
– Не-ет! Средств на такие слияния уходят в два раза больше. Департамент культуры – это уже, как уголовная организация. Если бы их всех привлечь по-хорошему, можно было бы на каторгу уже сослать.
– После вашего ухода из «Модерна» вам предлагали какую-то работу здесь или за границей?
– Нет. Понимаете, поначалу я не хотела выносить сор из избы. Боролась, но не афишировала это, ведь случился бы международный скандал. Можно было бы уехать, например, в Америку, но кому мы там нужны?! Они хвалят наш театр, пока мы тут. А там аудитории постоянной у нас нет, да и драматических театров, таких, как у нас, там нет. Разве, что оперные театры.
– Ну, кто-то из наших деятелей культуры вам протянул руку помощи?
– Никто! Видимо, связываться со мной боятся! Режиссёр, у которого тридцать лет был свой театр… Кому он нужен в чужом театре?! Александр Ширвиндт хотел, чтобы я поставила что-нибудь в театре Сатиры, но потом как-то замолчал об этом. Наверное, тоже побоялся. Вот и всё!
Это же уму непостижимо: в один день выбросить на улицу знаменитого во всем мире режиссёра! Ведь посмотрите: за последнее время в Москве нет ни одной удачной премьеры! Вся сегодняшняя эстетика в наших театрах сворована у немецкого театра. И Женя Миронов, и Владимир Машков, и Кирилл Серебренников, и Константин Богомолов, – все заимствуют так или иначе идеи оттуда. Тот самый знаменитый русский театр, который любили во всем мире, погиб. Что дальше будет, я и представить не могу. И все молчат, делают вид, что ничего не замечают, все у них хорошо.
– Вам не кажется, что нынче получают театры те, кто близок к власти, например, члены партии «Единая Россия»?
– Конечно. Например, возьмите Кирилла Богомолова, который стал руководителем театра на Малой Бронной. Все же знают, что мама его супруги Ксении Собчак Людмила Нарусова дружит с Путиным. Думаю, если бы Владимир Владимирович побывал хоть на одном спектакле там, он бы этот театр закрыл. И те, кто дружит с мэром Москвы Собяниным, не обделены вниманием. Всё же очевидно.
«Я могу сыграть на том, что меня обидела Россия»
– На Всемирном женском форуме вас наградили премией «Женщина, меняющая мир». То есть вас поставили в один ряд с такими знаменитыми женщинами, как, например, Маргарет Тэтчер. И какие ощущения?
– Это было неожиданно для меня. Мы просто с русской делегацией поехали на этот форум в Чикаго. Надо заметить, что в 1990-е годы мы с театром «Модернъ» были там на гастролях. Меня в прессе тогда называли «бриллиантовым режиссёром», так им понравились наши спектакли. Запомнили меня.
И вот ко мне подходят, приглашают на одно вечернее торжество. Я даже не подозревала, что там меня вызовут на сцену и вручат эту премию. Помню, там была со мной рядом известная телеведущая Опра Уинфри, которая сказала мне: «Я помню, как восторженно в американской прессе писали о твоих спектаклях. Хочу с тобой дружить!»
Показали видеофрагменты из моих постановок, представили меня, всё это выглядело так фантастически! Полуторатысячный зал встал и мне устроили овацию! Понимаете, я могу сыграть на том, что меня обидела Россия, об этом рассказать всему миру, просить там работу, политического убежища и так далее. У меня, в этом смысле, все карты на руках. Но я русский человек, преданный своей стране, какой бы она ни была.
– Наблюдая за тем, что происходит у нас, во всем мире, какую бы пьесу вы сегодня поставили на злобу дня?
– У Зигфрида Ленца есть такая пьеса «Время невиновных». Там рассказывается история о людях, которые живут каждый сам за себя, когда эгоизм достиг таких огромных масштабов! Отсюда происходят и войны, и катастрофы, и неумение договориться. Ведь договориться можно было бы всем, но сделать это людям мешает эгоизм.