Юрий Назаров: «Никогда не спорь с женщиной, даже если она права»

Актёр – о молодости и уроках истории, о фильмах, которых не помнит, и об отношения с женой, которыми дорожит

Фото: Илья Золкин

– На меня в 1977 году написал донос актёр, который исполнял роль комиссара, а я казака, и которому показалось, что моя роль затмевает его, – вспоминает артист о тех реалиях, которые удивительным образом перекликаются с нынешними, уютно устроившись в кресле в гостиной своего дома, куда он пригласил заглянуть «Собеседник». На коленях у него примостилась собачка, на кухне готовила обед жена.

Досье

В 1960-х служил в «Ленкоме» и Театре-студии киноактера. Один из самых снимаемых современных актеров – сыграл более чем в 300 фильмах и сериалах (среди них – «Андрей Рублев», «Адъютант его превосходительства», «Красная палатка», «Земля Санникова», «Кавказский пленник», «Трактир на Пятницкой», «Маленькая Вера», «Простые истины», «Бой с тенью», «Апостол», «Сталинград», «Склифосовский», «Желтый глаз тигра», «Полярный», «Угрюм-река»).
  • 1937 – родился 5 мая в Новосибирске
  • 1960 – окончил Театральное училище им. Б. Щукина
  • 1995 – выдвигался в Государственную думу от КПРФ
  • 2005 – стал народным артистом России
  • 2022 – получил 5 сентября новый орден «За заслуги в культуре и искусстве»
Женат с 1961 года на концертмейстере «Ленкома» Татьяне Назаровой, от брака с ней – дочери Татьяна и Василиса, сын Владимир. От отношений с художником по костюмам «Мосфильма» Татьяной Разумовской – дочери Варвара и Марфа. Десять внуков, шесть правнуков.
Фото: Илья Золкин

«С дорогами справились, а дураки не убывают»

– Юрий Владимирович, я с вами не первый раз общаюсь и помню: любой вопрос, даже, например, про любимое блюдо, вы переводите в плоскость коммунизма.

– Конечно. Про блюдо, кстати, хороший вопрос, но такого, любимого, нет. Я дитя войны. Когда она началась, мне было 4 года, а когда она окончилась, я закончил первый класс начальной школы. С 1943 года я ощущаю себя гражданином Советского Союза. Я помню, что летом фашисты пёрли, а зимой их останавливали.

Зимой фашистов под Москвой остановили сибиряки, а я ведь сибиряк. Новосибирск – моя родина, из Томска родители, бабушки с дедушками – со всей страны, включая Литву и Польшу, Владимирскую губернию, Московскую и Пензенскую области. Так что летом 43-го я тоже ждал, что Гитлер попрёт, а он не попёр, потому что случилась Курская битва и наша страна перешла в наступление. Оттуда все и начинается.

– Кто ваши родители и предки?

– Мама с папой были инженерами-теплотехниками, которые в графе социальное положение писали ИТР – инженерно-технические работники. Дед был инженером-геодезистом. В роду нашем все были интеллигенцией, в бога никто не верил, и я не верю. Только прабабка сумасшедшая верила, но никто ей в этом не мешал. В одной милой еврейской компании мне как-то сказали, что они выдумали для нас сказку, а мы за неё лбы расшибаем. Мне тогда нечего было им ответить, и сейчас тоже нечего. Кто самый главный в животном мире?

– Человек.

– Главная в животном мире самка, которая даёт жизнь и продолжает род. Если верить науке, утверждающей, что хомо сапиенсу 40 тысяч лет, то 38 тысяч лет в мире царил матриархат, то есть женщины, пока мужики не поняли, что тоже имеют к этому какое-то отношение. У нас всё было коммунистическое. Будучи октябрёнком, я был начальником штаба отряда. Пионером я был председателем совета отряда, так же и комсомольцем. Своё прошлое я не предавал и не собираюсь предавать.

– Этому вас научили родители?

– Да, порядочности и вере в неё. Это фундамент настоящего мужчины. И в литературе я находил этому примеры. Тургенев в стихотворение в прозе «Два богача» 1878 года вот что писал (наизусть знаю): «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко. "Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, – не на что будет соли добыть, похлёбку посолить..." – "А мы её... и не солёную", – ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!»

И я с ним абсолютно солидарен. Такого состояния души можно достичь, только если не чураться никакой работы. Сегодня я сам мало хозяйничаю, но руки эти потрудились на славу. При этом особых материальных богатств я не нажил (весь мой капитал – это дети, внуки, правнуки, которые, верю, проводят меня в последний путь, когда придёт время), да и всю получку всегда отдавал жене. Всё до копейки и с превеликим удовольствием!

– Вы умничка, а гонораров на жизнь вам хватает?

– Нет, конечно! Тем более что кормить надо две семьи. И, кроме того, меня иногда обманывают в плане оплаты, но я ничего не могу поделать. Не умею себя в этом вопросе защищать. Не знаю даже, платят ли мне достойно с учётом моих опыта, таланта, звания и иных заслуг и соответственно роли. Но вращаясь в актерских кругах, проведал, что всем, так сказать, медийным – Бондарчуку, Безрукову, Бурунову, Козловскому, Машкову, Нагиеву, Петрову, Прилучному, даже Шведову с Яглычем платят в разы больше просто за их узнаваемые лица! И это, я считаю, нечестно!

Фото: Илья Золкин

«Нужен разум, а не свобода»

– Вот я вас всё-таки не пойму: вы сидите передо мной в украинской вышиванке, а снимаетесь в фильмах, поддерживающих спецоперацию.

– Сейчас мы защищаем Донбасс, который 8 лет долбят бесстыжие западные рожи и где дети мирной жизни не видали. А я помню войну, хотя она была в нескольких тысяч вёрст от нас. Мне ненавистна и та война, и эта, но нужно не забывать, ради чего она ведётся и кто ее инспирирует. Это Запад и еще раз Запад. Великий Гоголь, который не то хохол, не то москаль, гениально сказал, что у нас две беды – дураки и дороги. С дорогами мы как-то справились, а дураки не убывают. Наоборот, с дураками у нас всё тяжелее.

– Где же выход?

– В коммунизме, который есть наука. Это коммунизм сделал человека человеком, когда научил договариваться друг с другом. Например, как вместе охотиться на мамонта, чтобы выжить. Так что коммунизм создал человека, а не какой-то бог по образу и подобию своему.

– А я-то думала, что это люди придумали коммунизм.

– Наоборот, люди придумывали сказки, чтобы сделать жизнь легче.

– Вы родились в 37-м, который считается одним из самых страшных в нашей истории.

– Это враньё. Я родился и жил в абсолютном семейном счастье. В опере Джузеппе Верди «Риголетто» поётся о придворных: «Куртизаны, исчадье порока». Такие куртизаны были и у нас. А Ленин обеспечил победу над Гитлером, хотя умер задолго до войны.

Я благодарен Владимиру Владимировичу Путину за то, что он ведёт независимую политику. Предателем был Ельцин, который вступил в партию совсем юным. Всё от неё получил и её же обгадил. Это стыд и позор России. Наш позор, что мы чтим сегодня покойного Жириновского. А Путин сказал, что Запад – это империя лжи, а не оплот демократии, и первый в новейшей истории стал действовать независимо.

Западники – это бывшие рабовладельцы и колонизаторы, и самой большой страной в мире по площади в 1953 году, как было написано в школьном учебнике географии, была Великобритания с ее колониями, в том числе Австралией, Индией и даже Китаем, который был доминионом, то есть полуколонией. Всё это закончилось в 1945 году, когда Георгий Константинович Жуков гениально сказал, что мы освободили Европу и она нам этого никогда не забудет.

Это и происходит сейчас. Мелкие страны типа Литвы вякают на нас. Умные политики там еще в начале 90-х говорили, что свобода – это хорошо, но без своей экономики будет тяжело.

– Свобода не главное?

– Нужен разум, а не свобода. Еще Екатерина Дашкова в свое время сказала, что свобода без просвещения приведет только к анархии и беспорядку. Наши казаки в Париже в 1815 году после победы над Наполеоном покупали за свои деньги сувениры на память в отличие от традиций так называемой цивилизованной Европы, в которой три дня давались на откуп победителю. Так наши казачки проявили свою «темноту».

– Недавно наше общество взбудоражила новость о том, что один муж написал в правоохранительные органы донос на свою жену за то, что она не поддерживает спецоперацию. Правильно поступил или нет?

– Да вы мне совет дали! И я пойду накатаю на свою жёнушку. Она тоже со мной не согласна – надо писать донос. Спасибо, что рассказали, я реально подумаю.

А если серьёзно, то я считаю, что у человека должен преобладать разум. Завещал нам великий человек учиться, учиться и учиться, а мы, как бараны, доносим – для этого большого ума не надо. Врать и доносить – это нехорошо. Нужно учиться и становиться людьми, а не бобиками, для которых главное – правильно кому-то подлизать. Начало сегодняшнего предательства было заложено в 1956 году, когда Хрущёв обгадил Сталина в гробу, а вся наша политическая элита его поддержала.

Красная книжка в кармане – это не коммунизм. Коммунизм у Ленина, который сказал, что первое дело – это ГОЭРЛО и всевобуч, что и спасло страну. Но об этом у нас сейчас молчат, а правит ложь. На меня в 1977 году написал донос актёр, который исполнял роль комиссара, а я казака, и которому показалось, что моя роль затмевает его. В доносе он утверждал, что Назаров искажает линию партии, и вся труппа отвернулась от меня. А я благодарил бога, что это 77-й, а не 37-й.

– Вам дали возможность защититься?

– Не помню, но мою репутацию он замарал, и меня долго не приглашали на телевидение. Про него другой уважаемый артист говорил, что у него много друзей-идиотов, включая доносчика.

– Зла на него не держите?

– А зачем? Дурак и есть дурак. Мой дед из Пензенской губернии, который Мейерхольда помнил еще на сцене, на мой вопрос, за какой футбольный клуб он болеет, отвечал, что его волнует не это, а политика. А мы забыли «юность нашей Родины-матери» и продолжаем врать.

Фото: Илья Золкин

«Вы мне начинаете напоминать мою супругу»

– Летом состоялась премьера приключенческого фильма «Хронос» – по мотивам новелл Кира Булычёва. Расскажите о своей роли – кого вы там сыграли?

– Не помню. Схожу в кино – посмотрю.

– Как это – не помню? Сейчас ведь актёры не просто снимаются в кинолентах, но и пиарят их, чтобы сделать кассу. Это даже порой в контрактах прописывают.

– Это не про меня. Я к своей работе отношусь, как к кафедре – вдруг что-то умное скажу. Сейчас для меня главная цитата – Леонида Быкова: «Будем жить!» (из военной драмы «В бой идут одни «старики» – Ред.). Будем жить, а не служить западной империи лжи. Вся Библия – это победа патриархата. Почему господь сотворил женщину из ребра?

– Потому что оно ближе к сердцу?

– Потому что это единственная кость в теле без мозга (на самом деле, в рёбрах, как и в других плоских костях, у взрослого человека содержится красный костный мозг, то есть выполняется функция кроветворения – Ред.).

– И все-таки о чём «Хронос»?

– Вы мне начинаете напоминать мою супругу. Да не помню я! Я на полтора месяца старше её. Нам по 85 лет, и уже наблюдаются проблемы с памятью.

– Хорошо, а сейчас в чем заняты?

– Вчера был съёмочный день в «Арбатских...» Как же дальше… Забыл.

– Кто там еще играет?

– Хорошие ребята – одну звать Ангелина, другую Лида, третьего Юрий Алексеевич. Я старый, но при всем моем научном коммунизме и атеизме я благодарю господа, что еще не надоел. Что интересен вам, к примеру, для интервью.

– Но вы сыграли в фильме, который поддерживает спецоперацию. Вы это понимали?

– Да, потому что это борьба против «цивилизованного» мира.

– Обычно актёры относятся очень трепетно относятся к своим ролям и утверждают, что с помощью их сеют разумное, доброе, вечное. А вы даже не знаете своих ролей?

– Как-то так получается. Говорят, что актриса – это больше, чем женщина, а актёр – больше, чем мужчина, потому что профессия такая эмоциональная. Артистам не надо особого ума, а вот эмоции и выразительность – это да.

– В вашей фильмографии – более чем 300 картин. Какие из них остались у вас в памяти?

– Ну, какие-то, наверное, остались. Могу рассказать вам о трёх лентах, в которых я отказался сниматься, потому что они были как раз из империи лжи. В одной я должен был играть советского генерала, мечтающего о завоевании всего мира. По сценарию мы должны были навести на США волну с помощью лазера, потом приехать спасать их и – захватить. Я ведь из 37-го и не помню таких мечт. Это наглая западная цивилизованная брехня.

Во второй ленте советскую женщину собирались скрестить с гориллой, потому что собственные мужики – ни на что не годные пьяницы, а я должен был играть смотрителя за этими гориллами.

Сценарий третьей, «Гулаг», был написан создателем очаровательных пионерских картин. В нём скучающий начальник лагеря не препятствует побегу заключённого, чтобы потом охотиться на него, как на кабана.

– Удивительная у вас память – в чем снимались, не помните, а в чём не снимались – помните.

– Да, это меня задело.

– А «Хронос», последний ваш фильм, не помните...

– Не помню, потому что уже сбился со счета своих ролей, хотя в школе у меня была пятёрка по математике. Ломоносов рекомендовал «математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Из последних своих работ, правда, ничего не помню. Я знаю одно – что я умный, невзирая на красоту.

Фото: Илья Золкин

«Вира – майна, подъём – спуск»

– Помимо ролей, вы еще богаты детьми. У вас их пятеро. Расскажите о них.

– Не могу, чтобы кого-то не обидеть. Детей пятеро, а мам две, и они обе жутко не прощают одна другую. Так что эту тему не трогаем. Я старался, жил, и нажил немало наследников. Не все мои дети, как это у нас говорят, законные. Кто-то родился вне брака. Ну, так вышло!

– И последствия сказываются до сих пор?

– Да, живу между их матерями как меж двух огней! А также надеюсь на то, что мой отцовский грех не отразится на детях. Каяться – глупо, бессмысленно, если после раскаяния все равно не можешь покончить со грехом.

– А вы не можете покончить?

– Я бы ответил, да жёнушка же за стенкой все слышит!

– Дети похожи на вас?

– Кто-то считает, что да, кто-то – нет.

– Есть у вас любимчик среди всех наследников – сын, дочь, внук, правнук?

– Самый любимый – это я!

– За что вы себя любите?

– За то, что стараюсь жить по своим принципам, хотя со мной некоторые не согласны – например, жена.

– Пытаетесь убедить ее в своей правоте?

– Нет. Мой принцип по жизни – никогда не спорь с женщиной, даже если она права.

– Допускаете различие во мнениях в своей семье?

– Куда же я денусь, когда этой дури у нас навалом. С моей точки зрения, жуть – это то, что мы предали коммунизм.

– Складывается впечатление, что вы живете в прошлом, несмотря на бурную сегодняшнюю повестку.

– «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь», говорил Козьма Прутков. Мы начинаем сейчас понимать, что «цивилизованные» Америка и Англия врут, но при этом остаемся верными своему предательству. Продолжаем верить сказке, что Господь создал человека по своему подобию, и эта вера может нас завести куда-то не туда. Коммунизм привел к созданию великой и могучей мировой державы и к спасению окружающих недоумков, включая немцев.

– Почему при всей привлекательности идеи у людей не получается жить, как при коммунизме?

– Потому что они ни хрена не учились, а все праздновали: ура, ура, на одном месте дыра! Меня даже огорчил полёт Юрия Гагарина.

– Вы против прогресса?

– Я против нашей дури и идолопоклонства! Против сотворения себе кумиров. Юрий Алексеевич – очаровательный, умница, и низкий ему поклон. Я против всей дури, которая звенела вокруг него.

– Но ведь ваших кумиров Ленина и Сталина тоже народ принимал восторженно...

– Потому что идиоты! И вот к чему это привело. У Бориса Николаевича Ельцина тоже было идолотворчество. Я против всяких кумиров и в этом отношении верен товарищу Иисусу Христу, который заповедовал не творить себе кумиров.

– Для кого-то и вы кумир, и с вас берут пример представители нашего кинематографа – начинающие актеры.

– И что теперь делать?

– Вот пойдёте на премьеру – и вас там будут встречать овациями.

– На здоровье, мне от этого ни жарко и ни холодно, только немного хлопотно. Вся идея коммунизма может быть выражена тремя словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» А митрополит Тихон (Шевкунов) заявляет, что это утопия, что дружно жить невозможно, при этом утверждая, что он в Бога верует. Ни в какого Бога он не верует, раз говорит, что люди не могут жить по-людски, а только по-скотски! А я жил по-людски: меня рожали, кормили, воспитывали. Самым главным после 10-го класса было войти в общее дело. Я работал: и кувалдой махал, и спасал кого-то…

– Кем вы только ни были, как гласит «Википедия» – стропальщиком, проходчиком, бетонщиком, разнорабочим на строительстве железнодорожных мостов…

– Еще в кузнице резал металл.

– Какая из перечисленных профессий больше всего отозвалась в вашей жизни?

– Я был старательный и порядочный. Мы строили мост на сухом берегу: рылись, устанавливали бетонную опору зимой в замерзший грунт. Был такой лом – подсека с острым концом, который один рабочий держал, а другой забивал кувалдой. Мне попал в пару лентяй, который не хотел махать кувалдой, а только держал лом. Так что я махал и махал, пока кто-то меня не пожалели и не поставили на лебёдку. Они ведь не знали, что я будущий артист.

Был февраль, ночная смена, восход солнца к семи часам. Вира – майна, вира – майна (это морские термины древних финикийцев, вира означает «в воздух» и используется при такелажных работах в качестве команды на подъем груза, майна – «в воду», команда опускать груз – Ред.), подъём – спуск, подъем – спуск.

Всё это происходило очень долго, и я залюбовался на солнышко – и забыл, где вира и где майна. Вира-вира-вира, пока каретка не уперлась в самый верх конструкции. Если бы не мощная железобетонная конструкция, я мог бы все обрушить и раздавить всю бригаду. А мне никто и слова дурного не сказал, ну, дурак дураком, ну, 18 лет, сами идиоты, что поставили этого придурка. Я помню этот гуманизм и человечность и никогда их не забуду. И еще это был знак не идти в технику: «Рискуй собой, Юра, а людьми не надо»!

– И мы вам слова дурного не скажем, потому что вы прекрасны и обаятельны. Могли бы вы для нас спеть?

– Конечно. Но только вместе с женой – она за пианино сядет.

Зовёт супругу с кухни.

В гостиную заходит Татьяна Назарова:

А я ведь его, балбеса такого, после измен из дома выгнала. Потом подружки донесли, что он на Киевском вокзале ночует – прямо в зале ожидания на лавочке. Ну, мне жалко его стало – разрешила вернуться. И он и вернулся – да обещал больше меня не обижать. А то мы бы с вами тут сейчас не сидели, разговоры не разговаривали, не пели бы и на пианино не играли бы.

Поют коммунистические песни. Они улыбаются, они счастливы…

Поделиться статьей