Марина Ладынина стеснялась места своего рождения

Зрители не помнят эту актрису пожилой – она перестала сниматься и появляться на публике, когда ей не было ещё и пятидесяти

Любимая актриса Сталина

Бытует мнение, что Марина Алексеевна Ладынина, которой в своё время подражали миллионы советских женщин, ушла из кино после развода с директором киностудии «Мосфильм» Иваном Пырьевым. Дескать, именно он запретил режиссёрам приглашать её участвовать в фильмах. Однако сын Ладыниной в своё время в разговоре с автором этих срок опровергал подобные слухи.

– Это неправда! – утверждал Андрей Иванович. – Отец не мог помешать матери. Думаю, всему виной интриги, зависть со стороны режиссёров и актрис. А ещё говорили, будто бы после развода я ушёл жить к отцу исключительно потому, что у нас с мамой были плохие отношения. На самом деле к моменту их расставания я уже был женат, а Марина Алексеевна не хотела видеть в доме ещё одну хозяйку. Поэтому некоторое время мы с супругой жили у отца, а потом получили квартиру. Связи с мамой я не терял, мы созванивались, встречались. Конечно, не так часто, как хотелось, она была закрытым человеком.

Действительно, Ладынина не любила много общаться даже с друзьями и близкими. Испытав раннюю славу, пристальное внимание поклонников, она предпочитала одиночество. Имя Марины Ладыниной стало известно ещё в довоенное время, после выхода фильма Пырьева «Богатая невеста». Потом были и знаменитые «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». Она стала любимицей миллионов, сам Сталин отмечал Ладынину как одну из самых ярких советских актрис. По жизни же она оставалась скромной девушкой из села Скотинино Смоленской губернии. Хотя, стесняясь такого неблагозвучного названия, позже изменила в документах место рождения на Назарово Красноярского края, куда родители увезли её ещё младенцем.

Начинала учительницей в школе

Об актёрской профессии Ладынина мечтала с детства. Ещё в школе выступала суфлёром в самодеятельных спектаклях, в седьмом классе сыграла Наташу в спектакле «Русалочка». Тут же одноклассники стали дразнить её «Манька-артистка».

– Думаю, я родилась с желанием играть на сцене, – вспоминала потом Марина Алексеевна. – Участвовала во всех детских праздниках в селе. Играла на балалайке в оркестре народных инструментов, плясала с цыганами на базарной площади.

Однако по настоянию мамы, окончив школу, уехала в Смоленскую область работать учительницей младших классов. И тут помог случай: в село, где она преподавала, приехал в отпуск актёр московского Театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина поделилась с ним своей мечтой о сцене. И тогда артист подсказал девушке адрес ГИТИСа (ныне РАТИ) и подарил книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

В 1929-м райком комсомола направил учительницу в Москву – поступать в университет на факультет общественных наук. Однако, оказавшись в столице, Ладынина явилась в ГИТИС. Экзаменационная комиссия, в состав которой входили Иван Москвин, Серафима Бирман, Михаил Тарханов, была поражена талантом Ладыниной. После экзаменов напротив её фамилии в списках абитуриентов появилась запись – «особо одарённая».

Впервые на съёмочной площадке Ладынина оказалась ещё студенткой: в 1931-м режиссёр Юрий Желябужский пригласил её на роль слепой цветочницы в фильме «В город выходить нельзя». В день премьеры она увидела у кинотеатра огромный щит со своим изображением. Марина Алексеевна потом со смехом вспоминала, как каждый день бегала к этому щиту и простаивала там часами, надеясь, что прохожие её узнают. Все напрасно!

Ладынина, как и полагается звезде кино, всегда прекрасно одевалась. Одно время заказывала наряды у матери Алексея Аджубея (зятя самого Никиты Хрущева) – Нины, у которой заказывали одежду все кремлёвские жёны. Но сама Марина Алексеевна к одежде относилась без фанатизма. Например, однажды распорола свою каракулевую шубу, чтобы наделать из неё много воротников. Затем сдавала их в комиссионный магазин.

После развода с Пырьевым ушла из кино

Первым супругом Ладыниной стал Иван Любезнов, который учился с ней в институте двумя курсами старше. Брак продлился около пяти лет, Марина ушла от мужа. Но всю жизнь они оставались добрыми друзьями, вместе снимались в кино («Богатая невеста», «В шесть часов вечера после войны»). Кстати, потом Любезнов женился на сестре Марины – Валентине.

А в 1936-м Ладынина познакомилась с режиссёром Иваном Пырьевым.

– История знакомства родителей хотя и судьбоносная, но очень простая, – вспоминал Андрей Ладынин. – Однажды она с приятельницей Лалой встретили у Дома кино Пырьева – давнего знакомого Лалы. Подруга позвала и его, и Ладынину в гости. На остановке Иван Александрович замешкался, а девушки сели в автобус. Они отъехали несколько метров, но автобус остановился – и тут уж Пырьев со словами «Это судьба!» шагнул в салон.

В то время он был женат на актрисе Аде Войцик, в семье рос сын Эдик. Но режиссёр решил оставить семью. Его не испугало даже то, что у Ладыниной были проблемы с НКВД: её неоднократно допрашивали и даже грозились посадить. Причина – мимолётный роман актрисы с работником итальянского посольства в России. Пырьев ходил по инстанциям, просил простить актрису и разрешить ей уехать в Киев на съёмки фильма «Богатая невеста». В общем, спас любимую от расправы.

Вместе они прожили 20 лет, причём официально расписались, когда их сыну Андрею было 14. Во время брака они несколько раз расставались из-за измен Пырьева. Поэтому Ладынина скрыла от мужа беременность, а из роддома её встречал Любезнов. Когда Пырьев узнал об Андрее, предложил дать ему свою фамилию, но Марина Алексеевна отказалась.

Она снялась в восьми фильмах супруга и стала пятикратным лауреатом Сталинской премии. Пырьев же получал эту премию шесть раз. Композитор Никита Богословской придумал про них загадку: «В одной постели одиннадцать лауреатов – кто это?»

– На съёмках мама исполняла трюки сама, – рассказывал Андрей Ладынин. – Например, для фильма «Трактористы» она научилась водить трактор. А снимаясь в «Кубанских казаках», скакала на лошади и управляла повозкой.

Фото: кадр из фильма «Кубанские казаки»

В 1956-м Пырьев ушёл из семьи к актрисе Людмиле Марченко. И после этого Ладынина перестала появляться на киноэкране. А в последние годы вела затворнический образ жизни. И очень редко бывала на улице: она была столь популярной, что ей приходилось скрываться.

Ладынина жила в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной в двухкомнатной квартире, полученной после развода и размена прежней жилплощади.

– Эта скромная обитель была так не похожа на жильё кинозвезды: ни антикварной мебели, ни предметов искусства, – вспоминает соседка актрисы Марина Сванидзе. – Незадолго до ухода из жизни Ладыниной я была у неё в гостях. Ни о какой старости, дряхлости речи не шло (актриса умерла на 95-м году жизни. – Ред.). Передо мной стояла красивая современная женщина. На ней были белые брюки и джинсовая рубашка. На голове – аккуратная укладка. И совершенно потрясающие руки: молодые, живые, с длинными пальцами и ярким маникюром. Таких красивых рук я не видела никогда.

– Умирала мама одна, в больничной палате, куда попала с сердечным приступом, – вспоминал сын актрисы. – К ней тогда не пустили даже меня… Потом многие говорили, что помогли Ладыниной в последние годы жизни, а на поверку только Наина Ельцина присылала деньги, навещала, устраивала в санатории. После смерти мамы я не смог выбить в Минкульте даже небольшую сумму на памятник, обошлись семейными средствами. Поставили скромный памятник, но думаю, так даже лучше – мама не терпела привилегий.

Поделиться статьей