Алиса Фрейндлих на сцене – снайпер!

Как три "С" - свобода, смелость и совесть - помогли актрисе стать народной любимицей нескольких поколений

Фото: Global Look Press

Мама хотела назвать ее Наташей, но папа, народный артист СССР Бруно Фрейндлих, настоял – только Алиса. Хотя до получения паспорта девочку в семье и в школе звали Алей. Алиса Фрейндлих пережила блокаду, в прошлом году переболела COVID-19, а в момент болезни похоронила своего любимого кота Макса, с которым прожила вместе более двадцати лет. 

Варила водку с укропом

Те, кто знает лично Алису Фрейндлих, отмечают ее дисциплину во всем – в работе и в быту. Ее каждый день начинается с блокнота, где она отмечает по пунктам, что нужно сделать сегодня.

– Принадлежность к театру требует дисциплины, – рассуждает о своей профессии сама Алиса Бруновна. – Иногда бывает не то состояние души или самочувствие, чтобы играть спектакль, но это нужно делать, даже если ты болен. К несчастью, у меня очень низкая сопротивляемость организма и никогда не бывает высокой температуры. Наоборот, она у меня понижается до 35,2. Но, если температуры нет, как я могу выйти на сцену?!

– Алиса дотошная, придирчивая ко всему, к таким мелочам, на которые нормальный человек и внимания не обратит. Педантично относится ко всему – к гриму, к костюмам, к походке... И это хорошо. Потому что это знание ремесла, ее интуиция, – делится с нами многолетний партнер актрисы по театру и кино Михаил Боярский. – Некоторое время я ее называл тетей Алисой, поскольку наши родители – актеры, работали вместе, и я ее часто видел. Потом, когда поступил в труппу Театра Ленсовета, она стала для меня Алисой Бруновной. И как-то она мне сказала: «Хватит, называй меня Алисой, как все». Фрейндлих умеет не допускать в душу кого не хочет, конечно, до определенных пределов. Думаю, что только одна сцена знает, какая она. Потому что туда выносится все самое сокровенное. При Алисе невозможно играть плохо. Она же на сцене снайпер: чуть что не так, сразу в лоб получишь! К сожалению, я очень мало видел ее на сцене со стороны, чаще был рядом, как партнер. Но один из ее последних спектаклей – «Оскар и Розовая Дама» – привел меня в восторг. Там Алиса тронула мое сердце. И философским пониманием жизни, и тонким проникновением в уход человека из жизни, и значимость его рождения. Это отнюдь не слова... Она играла две роли – ребенка и взрослую женщину. На сцене Фрейндлих как будто кожу содрала со всех! Должен вам признаться, что она до сих пор для меня остается загадкой, да и для всех. Мы любили бывать дома у Алисы и Игоря Петровича Владимирова. Она варила водку с укропом, что-то еще туда добавляла, и это было очень вкусно!

Самой главной творческой и человеческой радостью в своей жизни Фрейндлих называет именно период работы в Театре Ленсовета, где она работала под началом своего мужа, художественного руководителя коллектива Игоря Владимирова. По словам Фрейндлих, он был женат на театре, она – замужем за театром и это их соединяло.

– Чтобы реализовать свой природный талант, нужно иметь три С. Первое – это совесть. Второе – свобода. Третье – смелость, – считает актриса. – Надеюсь, совесть я не утратила за свою длинную жизнь, хотя было масса моментов, когда ее можно было бы утратить. Свобода иногда покидала меня потому, что не хватало смелости ее реализовать. Они настолько рядом – смелость и свобода. Они все время были на грани каких-то внутренних запретов.

Однажды я со своим сыном встретила Алису Бруновну в магазине, она стояла в очереди перед нами в кассу, – рассказывает жительница Санкт-Петербурга, журналистка Ольга Медведева. – Заметила, что среди прочих продуктов актриса купила много специй. Когда мы предложили ей помочь донести продукты, она согласилась. Мы шли до ее дома на улице Рубинштейна и разговаривали. Помню, я спросила у нее: «Почему столько специй купили?» И она рассказала, что ее бабушка во время блокады заваривала сохранившиеся с лучших времен специи как чай. Эта привычка у нее и осталась. 

«В ней отсутствует раб!»

Сама Алиса Фрейндлих признается, что самый страшный ее сон – когда она выходит на сцену и во время спектакля зал пустеет. Провал! Хотя таких провалов у нее никогда не было.

– Я пришла в Театр Ленсовета в тот период, когда туда ходили именно на Фрейндлих, – рассказывает актриса Ирина Мазуркевич. – Впервые увидела ее на сцене как зритель. Потрясающе! Как она поет, как действует на сцене, а какой юмор! Это было время, когда в Театр Ленсовета было не попасть, люди ночами стояли с рюкзаками, со складными стульчиками и термосами, ждали, когда начнут продавать билеты на спектакли. Алиса безупречна в поведении. Да, она была тогда женой главного режиссера театра Игоря Владимирова, и можно было бы придраться, мол, пафосная прима:«Ах, она играет главные роли!» Но это не тот случай. Фрейндлих всегда вела себя тактично со всеми работниками театра. Зрители заваливали ее букетами, а она за кулисами раздавала цветы гримерам, костюмерам, монтировщикам сцены и так далее. Я не помню, чтобы Алиса на кого-то голос повысила. Никогда! Когда мы начали встречаться с моим будущим мужем Анатолием Равиковичем (мы оба уходили из других отношений),  Алиса нас поддержала, на тот момент она сама расставалась с Владимировым. И это общее «несчастье» нас сплотило. Мы много ездили вчетвером (на тот момент Алиса уже была с новым мужем – Юрой Соловьевым), в палатках, например, на Валдай и так далее. Алиса обожает лес, особенно собирать грибы... Когда мы с Равиком расписались, Алиса предложила отметить свадьбу у нее в квартире, ведь у нас была только комната в коммуналке. И, когда дочь наша родилась, одной из первых, кто к нам пришел в дом взглянуть на ребенка, была Фрейндлих, которая нам принесла детскую кроватку... Она во всем – женщина! Думаю, и курить она не бросает, потому что ей нравится достать сигареты из красивого портсигара и прикурить шикарной зажигалкой. А еще помню ее «зимний» салат «по-алисиному» – огурцы, помидоры, свежая зелень, кинза, всякие приправы. И это было в 1970-е годы зимой! Откуда она все это брала?! А просто у Алисы были поклонники из Грузии, и они присылали ей самолетом ящики с овощами.

Когда в 2004 году домой к Алисе Фрейндлих приехал президент России, чтобы поздравить с днем рождения, то многие стали ей приписывать, будто бы актриса подстраивается под власть. И даже назвали ее доверенным лицом Путина, хотя сама она (как заявляла) нигде этот документ не подписывала.

– В ней абсолютно и категорически отсутствует раб, – считает друг семьи актрисы и ректор Академии Русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. – Знаете, она никогда перед властью не заискивает. Да, почтительна, уважительна, но не более того. Она всегда держится достойно, на все имеет свое мнение.

– Алиса из тех партнеров, которые работают для тебя и на тебя, – считает Олег Басилашвили. – Одновременно это накладывает на тебя определенные обязательства, потому что от тебя ждут. А ты, допустим, ушел в себя и стал играть самопоказ. Когда мы в спектаклях или фильмах находим друг друга, а это часто случается, мы с ней счастливы. Казалось бы, мы даже не роли играем, не фразы произносим, а мы живем в некой атмосфере, в которой неожиданно приходит та или иная мысль, то или иное словосочетание. Идет внутренняя импровизация: точно по тексту, а внутри – сегодня я могу больше ее любить как женщину, допустим, а завтра не любить вообще. А потом эта любовь ко мне приходит. И с Алисой Бруновной это возможно, она позволяет это делать.

– Она всегда странно беззащитна. Даже в комических киноролях, позволив себе быть уродиной, как в «Служебном романе», такая советская жлобиха, начальница, но что-то там в ней похрустывает, – считает режиссер Кама Гинкас. – И вот когда ее героиня там позволила себя любить, она и стала Алисой Бруновной Фрейндлих. Обожаемой, любимой и настоящей женщиной.

Сама актриса считает одной из самых удачных своих работ в кино – «Сталкер» Тарковского. Ее героиня там произносит такие слова: «И горя было много, и страшно было, и стыдно было... Но я никогда не жалела, и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если бы не было в нашей жизни горя, то лучше бы не было. Хуже было бы, потому что тогда и счастья бы тоже не было». 

Поделиться статьей