Переполненность СИЗО – вопрос к судьям
Когда в следственном изоляторе больше 1000 сидельцев, неизбежно начинается бардак
Экс-член ОНК Ева Меркачёва подготовила обзор московских СИЗО. Первое, что бросается в глаза – все они переполнены. Это тенденция последних года-полутора. Ранее такой проблемы не было. Она была решена. Ни в одном московском СИЗО не было проблемы переполненности. И от СИЗО это вообще не зависит: решения об аресте принимают судьи. СИЗО же, наоборот, сами от этого страдают. Именно из-за перелимита в СИЗО там завели дурную привычку отправлять людей на этап до апелляции.
Ещё один момент: за последний год резко возросло количество людей, которых преследуют за слова, за акции. И появилось много новых статей в УК, предусматривающих арест. Из-за этого нагрузка на изоляторы ещё больше возросла. И это вопрос к судьям.
Бытовые ужасы и крысы в камерах – уже привычное явление. И причины их известны. «Матроска», например, очень старый СИЗО, там прогнившие коммуникации. Из-за этого в изоляторе негласно разрешают держать котов, чтобы они не давали крысам разгуляться. В «Матросской Тишине» есть один корпус, где ряд камер находится ниже уровня земли! Вы смотрите в окно и видите чьи-то ноги. Крысы там имеют свойство заскакивать прямо в камеру. Поэтому кошки дежурят на подоконниках.
На фоне этого сообщение о прекрасном храме при тюрьме выглядит дико: очевидно, что новые матрасы и травля крыс обойдутся дешевле, чем его строительство. Но тут надо понимать, что это разные деньги. Храмы строят не за счёт госбюджета, а за счёт спонсоров или РПЦ. Понятно, что, если бы у СИЗО были свободные деньги, они скорее бы потратили их на ремонт. А храмы – это больше показуха, и не так уж часто людей туда выводят. Потому что не хватает сотрудников. А сотрудников вечно не хватает по многим причинам: и зарплата не очень большая, и сама работа физически, психологически и морально тяжёлая.
Сложно сказать, какой из московских СИЗО самый кошмарный. Смотря по каким параметрам оценивать. Та же «Матроска» старая и ветхая, но в ней есть больница, например. Правда, попасть в эту больницу – задача не из простых. Вообще лучший СИЗО – тот, где находятся не более 300 человек. Если у вас 300 сидельцев, то начальник, если он вменяемый и адекватный человек, всех заключённых знает. Кто за что сидит, у кого какие наклонности. Проблемы «Матроски», «Бутырки» и отчасти «четвёрки» в том, что они очень большие. Большой СИЗО – это зло. Когда у вас больше 1000 сидельцев, просто невозможно за всем уследить. И неизбежно начинается бардак. Что мы и видим.