Возможен ли сегодня трибунал против России
Найти сегодня международный суд, под юрисдикцию которого могла бы попасть Россия, практически невозможно
На днях Франция подтвердила, что вместе с европейскими и украинскими коллегами начала работать над созданием специального трибунала по России. Эта инициатива малопонятна.
Есть такой Международный уголовный суд (МУС). Но ни Россия, ни Украина, ни США, ни Китай его статут (устав) либо не подписали, либо, как в случае в РФ, не ратифицировали. Соответственно для этих стран МУС не может быть использован.
Возможно рассмотрение вопроса в Международном суде ООН. Туда мы входим. Но, видите ли, в международном праве есть такой момент. Если страна говорит: «Я не хочу по этому делу судиться», – то ничего и не будет. Чтобы решение было вынесено, надо, чтобы обе стороны (предположим, в споре о территориях) заранее согласились с решением суда. Кстати, Украина несколько раз пыталась подать на Россию иск в этот суд. Но, поскольку наша страна не соглашалась на процесс, вопрос отпал сам по себе.
Есть специальные международные трибуналы. Самый известный в истории пример – Нюрнбергский трибунал. Но там, напомню, державы-победительницы судили побеждённую Германию, и ООН ещё не было. До 1990-х в истории специальных трибуналов было затишье, а после распада СССР они стали проводиться (уже с санкции Совбеза ООН) – так называемые ad hoc («для данного случая» – лат.). Можно вспомнить такие трибуналы – по бывшей Югославии, по Сьерра-Леоне, по Руанде, где за 1994-й убили четверть населения страны…
Но эти трибуналы ad hoc, повторю, учреждает Совет Безопасности ООН, где Россия имеет право вето. Едва ли она допустит создание против себя специального трибунала.
Можно, конечно, созвать общественный трибунал. То есть собрать специалистов по международному праву, экспертов, и они будут выносить некий вердикт… Понятно, что этот вердикт обязательной юридической силы не имеет. Тут скорее моральный эффект. Например, в 1930-е при поддержке СССР и международного движения за мир немецкие антифашисты собирали такой общественный трибунал, где разбирались преступления нацистов, пришедших к власти в Германии.
Был и другой пример. Когда в те же 1930-е в Москве проходили процессы над троцкистами, которых обвиняли в терроризме, Троцкий организовал за границей контрпроцессы, на которых учёные из разных стран доказывали: процессы в СССР – это неправильно… Но, повторю, всё это имело чисто моральный аспект, не более того.