Военкорская правда для Путина. Президент произвёл ротацию правозащитников
Это произошло незадолго до очередного ежегодного совещания СПЧ с президентом, которое обычно проходит в День прав человека 10 декабря
Владимир Путин своим указом исключил из состава Совета по правам человека десять человек. В их числе правозащитники Николай Сванидзе, Игорь Каляпини и Александр Верховский, журналистка Екатерина Винокурова и завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ академик Александр Асмолов. Также исключены умершие члены СПЧ Андрей Бабушкин, Мария Большакова и Галина Осокина.
Вместо них в Совет вошли: военкор «Комсомольской правды» Александр Коц, ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Алексей Мельников, член президиума общественного движения «Свободный Донбасс» Елена Шишкина и еще семь человек.
Екатерина Винокурова предположила, что ротация связана именно с грядущей встрече правозащитников с президентом, на которой они собирались поднять вопросы «фейков», «дискредитации», а также общей «радикализации повестки». А Николай Сванидзе планировал говорить с президентом о «фактическом запрете на антивоенные выступления».
Это была славная охота, но она подошла к концу, – подвела итоги своей работы в Совете Екатерина Винокурова. – Непростые выдались годы. Я видела свою задачу простой: помогать людям по принципу «если человек находится в беде», а не по принципу нашей с ним общности по взглядам, действиям или высказываниям. Я старалась её выполнять. Для меня это был такой акт служения своей стране, её людям. Мне бесценна каждая жизнь, которую я помогала изменить. Всем спасибо! Ну а я – свободна!
Предыдущая ротация в СПЧ прошла в 2019 году, после бурных московских протестов. Из Совета тогда были исключены, в частности, политолог Екатерина Шульман* и судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
Как ни странно, но я не удивлён, – прокомментировал произошедшее политик Дмитрий Гудков. – Не удивлён, что в Совете по правам человека теперь больше нет тех, кто эти права реально отстаивает. Убраны Каляпин, Верховский, Асмолов, Сванидзе. Все те, кем Путин, как фиговым листком, ещё мог поболтать при западных партнёрах. Спасибо им за их работу. Теперь мотать он будет тем, что плохо под листком скрывалось. Сброшены не только маски.
Да, конечно, жаль, что права человека в стране – это только вот такой листок. Но, с другой стороны, а чего мы хотели от этого режима? Слева рестик, справа арестик? Давайте уже без этих полутонов. Идёт война общества с государством. Время парламентёров и парламентариев кончилось.
Политолог Илья Граценков отмечает, что СПЧ всегда выполнял функцию «"последнего защитника" Человека».
Та же Винокурова, к примеру, одна из немногих, кто реально смог вытащить из зоны СВО мобилизованных по ошибке, – пишет Граценков. – Теперь вот не сможет. Зато те, кто уже воюет, смогут рассчитывать на доведение «военкорской правды» до президентских ушей. Такая смена приоритетов. Произведённая ротация показывает не только смену курса по части направлений (условно говоря, военкор вместо либерала Сванидзе и донбасцы вместо Засурского), но и потерю влияния (или отказ от своих протеже) той части кремлёвских кураторов, которые в своё время и формировали нынешний состав совета.
Отметим, что в СПЧ чудом сохранил место режиссёр Александр Сокуров, с которым Путин уже дискутировал лично.
*Признана властями РФ иноагентом