Съезд народных депутатов. Как оппозиция шкуру неубитого медведя делила
«Собеседник» в Варшаве наблюдал за очередной попыткой создать альтернативу российской власти
За 4 дня уехавшие из России политики создали «переходное правительство», успели разругаться и заткнуть рот недовольным.
Попытка №2
Говорят, что в жизни все повторяется дважды: первый раз – как драма, второй – как фарс. Похоже, то же самое можно сказать и про политику. Ровно 10 лет назад – в октябре 2012-го – в России был создан Координационный совет оппозиции. Это случилось после массовых митингов против фальсификаций на выборах в Госдуму, в которых участвовали сотни тысяч человек. Та попытка консолидировать оппозицию провалилась с треском. КСО просуществовал всего год и в итоге был распущен: оппозиционеры так и не смогли договориться друг с другом.
Прошло 10 лет. Россия изменилась. Ни о каких массовых митингах уже нет и речи, многие (в том числе политики) уехали из страны. И уже оттуда решили вновь создать некий орган противодействия российскому режиму.
– Я не хочу быть президентом России, эту должность мы вообще упраздним, но хочу участвовать в создании революционного правительства. Собственно, процесс уже пошёл, – так в конце октября экс-депутат Госдумы Илья Пономарёв* анонсировал «съезд народных депутатов» в Польше.
Собственно, в российский День народного единства (4 ноября) этот съезд и открылся. Собрались бывшие представители депутатского корпуса – те, кто в разные годы избирался в России. Участники форума заявили, что готовы стать международно признанным парламентом страны... после смены власти в Москве. Правда, методы, которые использовали делегаты съезда, оказались очень похожи на те, что мы не раз наблюдали в той же Госдуме.
Скандал под Варшавой
– Это не дискуссия! Заберите у него микрофон! – уже во второй день съезда председательствующий попытался силой заставить замолчать одного из делегатов. Гневную реакцию в духе «Госдума – не место для дискуссий» вызвала попытка разобраться в фигуре одного из организаторов форума – Ильи Пономарёва*.
Причиной скандала стал проект, который предполагал люстрацию всех депутатов Госдумы двух последних созывов, а также сотрудников всех силовых структур, в том числе военнослужащих. Почему под опалу попали только депутаты двух последних созывов? Ответ очевиден: в их составах не было организатора съезда Ильи Пономарёва*.
Одним из авторов вызвавшего спор документа была экс-мундеп Нина Беляева (в марте она прямо на заседании совета Семилукского муниципального района Воронежской области высказалась против СВО, за что против неё было возбуждено уголовное дело, после чего она покинула Россию и была объявлена в розыск). По словам Беляевой, проект «Акта о люстрации» был изменён без согласия авторов, а доступ к документам ей заблокировали.
– Официально заявляю: проект по люстрации, выложенный на сайте съезда от моего имени и от имени публициста Дмитрия Саввина, не соответствует подготовленному мной проекту. Илья Пономарёв* единолично внёс в него не согласованные с нами правки. Такая вот демократия, – заявила Беляева.
Она попыталась сказать об этом на съезде, где участвовала по видеосвязи. Но звук ей попросту отключили, после чего Беляева отказалась принимать участие «в этом цирке». А затем была объявлена Пономарёвым* душевно нездоровой. После случившегося делегаты стали покидать съезд. Если в первый день в нём принимали участие 47 делегатов, то уже во второй их осталось всего 24.
Уехавшие «революционеры»
Тающие ряды не помешали депутатам «светлой России будущего» создать парламент переходного периода.
– Их легитимность (властей РФ) и наша легитимность абсолютно одинакова, – заявил Пономарёв*, который до сих пор считает действующим свой мандат депутата Госдумы, так как якобы был незаконно лишён полномочий.
– То есть, по сути, вы предлагаете странам Запада не иметь никаких дел с нынешним российским руководством? – удивился один из делегатов.
– Мы не предлагаем отозвать признание этих органов власти. Но мы здесь говорим: не воспринимайте их как представителей россиян, представляйте их как узурпаторов, – путано ответил Пономарёв*.
– А мы вообще кто такие? Мы юридическое лицо или что? – не понял другой делегат.
– А чёрт его знает! Но, когда будет момент «X», мы станем органом государственной власти, – усмехнулся Пономарёв*.
Рефреном на съезде звучала фраза: «Давайте выстраивать диалог» – по сути это было обращение к западным людям. Впрочем, почти все выступавшие и так уже давно живут за рубежом. Например, адвокат Марк Фейгин*, который считает, что «Россия подошла к краю».
– Если мы понимаем, что есть альтернативная власть, то это даёт хоть какую-то надежду, – подчеркнул он на съезде.
Правда, диалог готовы вести не все. Некоторые предпочитают силовую альтернативу. Например, легион «Свобода России», сформированный из российских военнопленных и добровольцев, перешедших на сторону Украины. Его боец по прозвищу Цезарь тоже выступил перед делегатами.
– Кремлёвская диктатура не оставила нам, гражданам, ни единой возможности для мирной смены власти, – заявил он.
Погрязли в бюрократии
В общем, участники форума фактически решили заменить собой Госдуму и Совет Федерации. Хотя даже сами делегаты не раз подчёркивали: в ближайшей перспективе их признание международным сообществом точно не случится. Несмотря на это, было решено принять сразу несколько актов переходного периода. Аж целых
15 штук. Например, «Акт о мире», «Освободительный акт», «Акт о СМИ» и даже «Акт о пересмотре результатов приватизации»... Последний вызвал недоумение среди делегатов.
– Почему мы сейчас, 30 лет спустя, вдруг решили обсуждать приватизацию? Мне кажется, что это совершенно неправильно и не к месту, – заявила одна из участниц. Но осталась неуслышанной.
Все документы делегаты принимали долго, муторно, с однообразными обсуждениями и осуждениями. Слов было больше, чем дел – так можно кратко описать весь форум.
Впрочем, некоторые документы стоят того, чтобы о них рассказать. Так, «Акт о СМИ» предусматривает увольнение и люстрацию журналистов из госизданий. «Акт о преступном путинском режиме» фактически ставит вне закона «Единую Россию» (об остальных прокремлёвских партиях речи почему-то нет). А «Акт о национальном сопротивлении» вообще признает законными убийства сторонников президента...
Новая страна означает и новую Конституцию. Впрочем, по мнению юриста Елены Лукьяновой, основной российский закон написан по очень высоким стандартам и соответствует основным европейским ценностям. Его главная проблема – масса допущений и отсылок, когда процедура подменяет суть самих статей, считает юрист.
– Конечно, принимать сразу новую Конституцию нельзя – она не пишется на коленке, это серьёзный процесс. Нужно обсуждать. Например, есть известная теория о переходе нашей страны к парламентской республике. Мне кажется, что для такой большой страны парламентская республика – не самая лучшая перспектива. Ведь даже в маленьких странах парламент сильно тормозит все процессы, – сказала Лукьянова.
Сразу после окончания съезда его участники намерены уведомить европейских политиков и органы власти о создании «временного правительства» и назначать первые встречи.
Будет ли с ними кто-то встречаться, очень большой вопрос.
*Признан российскими властями иноагентом
Москва – Варшава