Турция выбивается в мировые лидеры?

Эрдоган стремится и возродить великую Османскую империю, и попасть в число ведущих игроков на мировой арене. Удаётся ли ему это?

Фото: Global Look Press

В последнее время Турция демонстрирует невероятную и успешную активность в глобальной политике. Однако нельзя сказать, что в арсенале методов Эрдогана появились какие-то новые элементы. Всё то же самое, что и раньше.

Во-первых, Турция давно позиционирует себя как преемницу великой Османской империи. Впрочем, речь идёт не о территориях, а о том, чтобы продвигать турецкие интересы во все регионы, которые когда-то были в её составе. Ради этой цели была создана Организация тюркоязычных государств, куда входят бывшие республики СССР. Венгрия и Туркмения – наблюдатели. Между прочим, туда приглашаются даже некоторые российские регионы. Кроме того, Турция активно работает по всем возможным направлениям: это и Сирия, и арабский мир, и Ливия… Да и турецкая диаспора в Европе находится под жёстким контролем госорганов и используется в интересах страны.

Но главное – Турция видит себя в роли глобального игрока. И сегодня она и впрямь таковым становится. Цель Эрдогана – сделать из Турции мировую державу наряду с США, Китаем, Россией и даже превзойти их.

На противостоянии России с США Турция играет успешно, тщательно соблюдая собственную выгоду. В интересах Америки и НАТО она поддерживает Украину и в военном, и в политическом плане. С другой стороны, Эрдоган ведёт независимую от США политику, активно сотрудничая и с Россией.

Последнее мы пытаемся использовать. Но делаем это весьма неуклюже.

И тут вопрос больше в том, каков же всё-таки вектор внешней политики нашей страны. Турция, повторю, активно действует на пространстве бывшего СССР и в некоторых наших регионах, применяя в том числе и мягкую силу. А Россия, имеющая все возможности для этого, ведёт себя крайне вяло.

Между тем внешняя политика должна опираться на стратегические цели. Какие они у нас? До начала СВО Кремль ориентировался на интеграцию с Западом. Сегодня, вроде, вектор поменялся, но прежняя тенденция сохраняется. Нужно наконец понять, чего мы хотим.

И помнить: Восток, как и Запад, не принимает слабых. Если страна экономически развитая и сильная, с ней и разговаривают соответственно. А вот если государство никак не определится – чего же оно хочет, при этом и в экономике не блещет, то и результат очевиден. Это отчётливо показали, например, переговоры между Арменией и Азербайджаном с участием Москвы.

Отношения России и Турции, на мой взгляд, должны строиться именно на такой основе: что именно Москва хочет получить от Анкары. Взять тот же газовый хаб, о котором недавно заговорили. Для наших компаний это будет выгодно, бесспорно. А в целом для внешней политики России? В чем выгода поставлять по дешёвке сырую нефть, чтобы Турция сама решала – кому и за сколько её продавать?

Хотелось бы, чтобы отношения наших стран строились не только на том, что выгодно Турции, но и на том, что выгодно нам.

Борис Долгов – Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Поделиться статьей