Борис Вишневский: Двигаться нужно в сторону прекращения огня и переговорам

«Собеседник» обсудил события последних дней с депутатом Законодательного собрания Петербурга

Фото: соцсети

– Сейчас многие задаются вопросом: зачем было вводить военное положение там, где оно де-факто и так действовало?

– По сути, в результате очень мало что изменилось. Единственное рациональное объяснение происходящему, на мой взгляд: президент Путин, также как в случае с эпидемией ковида, сам всячески дистанцируется от происходящего, объявляя ответственными за все либо правительство, либо губернаторов. И, видимо, в дальнейшем все претензии будут переложены именно на них, чтобы он, не дай бог, ни за что бы не отвечал. Ни за какие ошибки и неудачи.

(Сам Владимир Путин на заседании Совбеза объяснил необходимость введения военного положения приведением ситуации в четырёх присоединённых областях в соответствие с российским законодательством – Ред.)

– Какие перемены в ближайшее время предстоит почувствовать нам?

– По существу меняется мало. За одним исключением. На тех территориях, где введено военное положение или объявлен повышенный уровень готовности, местные власти получают дополнительные возможности для ограничения прав граждан. Это достаточно опасно и, на мой взгляд, неприемлемо. И тем более я не понимаю, в связи с чем это вводится в Центральном федеральном округе. Он расположен достаточно далеко то тех территорий, где ведутся боевые действия.

Но все меры такого рода всегда плохо отражаются на населении. Как только появляется возможность ограничивать права граждан, местные власти с большим удовольствием этими возможностями пользуются. Кроме того, у них появляется возможность списать на это всё свои огрехи и ошибки. Возможность отбирать у граждан имущество в пользу нужд армии есть далеко не везде – они прописаны только в законе о военном положении. А там, где оно введено, там, по сути, и так никакие законы не действовали. Там все изменилось только де-юре.

– Есть ли вероятность, что военное положение постепенно «расползётся» с четырёх регионов на всю территорию РФ?

– Не знаю. Отличительной особенностью сформированной политической системы является абсолютная закрытость принятия решений. Все решения принимаются фактически одним человеком или крайне узким кругом лиц по неизвестным мотивам. Поэтому прогнозировать тут практически невозможно.

– Военное положение предусматривает, помимо прочего, запрет на любую политическую активность, а также – отмену выборов. С первым мы живём уже давно, а может ли быть реализовано последнее?

– Я не думаю, что это реализуется. – Ситуация такая, что там, где военное положение введено, никакие выборы никто не собирался проводить. А режим повышенной готовности таких ограничений не предусматривает.

– Выше вы верно подметили «пандемийный» алгоритм действий властей. В прошлый раз губернаторы творили, кто во что горазд. Чего ждать от них теперь?

– И сейчас губернаторы будут действовать, кто во что горазд: будут создавать региональные штабы, будут отчитываться непонятно о чём. К сожалению, всё это движение в сторону, противоположную той, в которую необходимо. С точки зрения партии «Яблоко», которую я представляю, двигаться нужно в сторону прекращения огня и переговорам. Этот же шаг наоборот не к снижению напряжённости ситуации, а только к её увеличению. И это печально.

Поделиться статьей