Между Прагой и Питером: два неформальных саммита

В Ереване пытаются решить армяно-азербайджанский вопрос кардинально – по принципу: пусть Франция платит, а Россия помогает в военном плане

Фото: Global Look Press

6 октября в Праге состоялся первый саммит новой структуры – Европейского политического сообщества (ЕПС). В его рамках впервые с начала армяно-азербайджанского военного конфликта встретились лидеры этих стран. Встречу организовал Рейджеп Эрдоган. Турецкому лидеру, к слову, удалось то, чего не получилось у Кремля в 2020-м.

Встречались вчетвером – ещё президент Франции Эммануэль Макрон и глава Европейского Совета Шарль Мишель. В итоге Ильхам Алиев и Никол Пашинян согласились продолжать переговоры о подписании мирного договора. И в ноябре в Брюсселе встретятся главы МИД обеих стран.

В общем, такой намёк – подписанное осенью 2020-го в Кремле трёхстороннее соглашение вроде бы оказалось бессмысленным, типа, без вас обойдёмся. С другой стороны, Армения, видимо, не до конца уверена, что московские договорённости будут выполнены более сильным Азербайджаном. Потому и обратилась за гарантиями к Франции, где традиционно сильная армянская диаспора.

Собственно, ведь и сам Пашинян оказался во главе Армении именно потому, что в стране решили: солдаты им больше не нужны, а вот французские евро – очень даже. И заменили выходцев из армяно-азербайджанской войны ещё 1990-х, стоявших у власти на новых прозападных политиков. Потом оказалось, что солдаты всё же нужны. И теперь в Ереване пытаются решить вопрос кардинально – по принципу: пусть Франция платит, а Россия помогает в военном плане.

Но нам-то зачем в ввязываться в эту войну? Ведь и Армения наш союзник, и Азербайджан. В этом-то вся тяжесть ситуации. Тем более, обе страны входили в состав не только СССР, но и Российской империи. И за несколько веков история трёх наших народов (подчёркиваю – не государств, а народов) уже так переплетена…

Но, думаю, опасения Пашиняна все же не беспочвенны: Азербайджан видит себя победителем в последних конфликтах и явно совершенно не собирается договариваться на армянских условиях.

Но постоянной договорённости у них, на мой взгляд, в принципе не может быть. Они же делят отеческие гробы: в этой земле лежат и армяне, и азербайджанцы. Поэтому-то создать такое соглашение, которое в равной степени удовлетворило бы обе стороны, невозможно. Этот конфликт может быть остановлен только неким очень сильным внешним воздействием.

Мне кажется, не случайно, что встреча Пашиняна и Алиева состоялась в Праге именно накануне дня рождения Владимира Путина. Да ещё когда в Питере на (опять-таки) неформальный саммит собирались лидеры стран СНГ. Так что, видимо, при назначении даты встречи расчёт был исключительно на глав Армении и Азербайджана. Чтобы им пришлось выбирать – с кем они.

Не получилось: Алиев и Пашинян приехали и в Прагу, и в Питер.

Поздравления в политике – действие символическое. Раз вы поздравляете лидера другой страны, тем более лично, вы признаете его существенной фигурой. Ведь и Алиев, и Пашинян могли спокойно позвонить Путину из Праги и поздравить его по телефону. Но они приехали, показав: несмотря на договорённости в Чехии, Россия остаётся для них очень значимым фактором. И личные отношения с Владимиром Владимировичем значимы для обоих. Это доказывает: никакого примата Турции и Франции нет. Да, они договариваются с помощью этих стран, но после этого несутся в Россию.

В Петербург, кстати, не приехал только глава Киргизии. Но, в сущности, едва ли из этого стоит делать выводы: это очень нестабильная страна, там только что был приграничный конфликт с Таджикистаном. В общем, это ни о чём не говорит. Вот если бы не приехал глава Казахстана, это был бы показатель. Кстати, я вполне мог бы предположить такой вариант: в последнее время наши отношения двигаются в сторону прохладных.

Поделиться статьей