Марина Литвинович: «Полезно, чтобы все представители власти проводили некоторое время в тюрьме»

Минюст Бельгии в порядке эксперимента отправил 55 прокуроров и судей в новую тюрьму Брюсселя, чтобы они почувствовали себя заключенными. И потом выносили более продуманные приговоры

Фото: личный архив Марины Литвинович

Минюст Бельгии в порядке эксперимента отправил 55 прокуроров и судей в новую тюрьму Брюсселя, чтобы они почувствовали себя заключёнными. И потом выносили более продуманные приговоры. Мы попросили прокомментировать это экс-члена ОНК Марину Литвинович.

Как вы считаете, не пригодился бы такой опыт нашим чиновникам?

– Это очень хороший опыт и мы многократно в России говорили, особенно судьям, что им необходимо посещать тюрьмы, чтобы видеть, куда они отправляют людей, когда принимают решение об аресте. Но бельгийские судьи сели, чтобы проверить условия содержания, а у нас есть очень хороший институт для таких проверок. Он называется ОНК.

К сожалению, в последние годы власти пытаются его ослабить и уничтожить и сделать так, чтобы туда избирались только зависимые от них люди, которые на самом деле не занимаются защитой прав заключённых и не занимаются контролем условий содержания. Тем не менее, какие-то остатки ОНК у нас ещё есть, в регионах пока остаются. Скоро, 7 октября, сменятся составы ОНК более, чем в половине субъектов федерации. Посмотрим, кого выберут, но в целом институт, который этим должен заниматься, у нас имеется.

Депутатам, которые в последние годы очень стараются, чтобы заключённых было как можно больше, наверное, тоже не помешало бы немного посидеть?

– Самое интересное, что по закону у них на это есть прямое разрешение. В смысле, они могут приходить в места принудительного содержания и проверять их условия, но они этим не пользуются, к сожалению. Потому что депутатам вообще эта тема не сильно интересна и они не сильно зависят от избирателей. Но судьям все равно это было бы очень полезно.

– Кстати о судьях. Такое ощущение, что некоторые выносят приговоры не приходя в сознание.

– Проблема нашей судебной системы в том, что она кадрово плохо обеспечивается. По статистике судьями в основном становятся помощники судей. То есть, те мальчики и девочки, которые в юном возрасте приходят работать в суд, работают там много-много лет и которые чаще всего не видят никакой другой жизни. Они как будто буквально родились в суде. И вот они становятся судьями, а мы в результате получаем судей, которые не знают, как устроен мир, как устроена жизнь в других профессиях, у других людей. И тем более они не представляют, что происходит в тюрьме.

Даже если судьями становились бы бывшие адвокаты или даже прокуроры, у них все равно больше представления о жизни и о тюрьме. В любом случае было бы полезно, чтобы в России, где ужасная пенитенциарная система, все представители власти – и судьи, и депутаты, и все остальные, а главное – руководство ФСИН, обязательно проводили некоторое время в тюрьме. Я встречала там бывших руководителей системы исполнения наказаний и они говорили, что если бы знали раньше, что там происходит, они бы много чего изменили.

Поделиться статьей