Выборы во время спецоперации. «Собеседник» изучил популярные предвыборные технологии

Единый день голосования назначен на 11 сентября

Фото: Global Look Press

Каждые выборы в России проводятся по новым правилам. А в этом году добавляется и то, что они проходят в условиях СВО. 

Кого где выбирают

По данным ЦИК РФ, на 11 сентября назначены 4686 избирательных кампаний. Самые крупные – прямые выборы глав 14 регионов. Также главу региона выберут депутаты парламента Адыгеи – из списка кандидатов, предложенного президентом.
Избираются 6 региональных парламентов и 12 городских Советов административных центров регионов.
На выборах в регионах конкуренция составит два человека на место.
По данным «Голоса»*, число политических партий, имеющих право участвовать в выборах, снизилось с 75 в начале 2016-го до 29 в июне 2022-го. Из них в выборах глав регионов активно пытаются участвовать лишь шесть: парламентская четвёрка, Партия пенсионеров и «Коммунисты России». «Новые люди» не выдвинули своих кандидатов.

Двойники и «целый мэр Саратова»

В Омске, где будут выбирать депутатов городского Совета, буквально фестиваль двойников. Первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат ГД Андрей Алехин назвал кампанию самой грязной в истории региона.

– Год назад на выборах в Заксобрание против наших кандидатов шли шесть однофамильцев от «Коммунистов России», – рассказал Алехин. – Там были свои фишки, но такого, как сейчас, никогда не было.

На предстоящих выборах в Омске выдвинулись 8 пар однофамильцев. Причём в одном из округов – сразу трое Жуковых: от КПРФ, «Коммунистов России» и ЛДПР. В шоу участвуют также СРЗП и самовыдвиженцы. 

А вот в Саратове оппозиционному экс-депутату облдумы Николаю Бондаренко, как ни странно, удалось зарегистрироваться кандидатом по одномандатному округу в очередной, седьмой созыв. Он даже уже начал вести предвыборные эфиры на своём канале.

– Конечно, выборы будут непростыми, – делится Бондаренко. – Но я всё равно думаю, что покажем жуликам неожиданный результат – разгромную победу. Против меня выдвигают аж целого мэра Саратова. Представляете, чувака снимают с должности, чтобы он боролся со мной на выборах! Не знаю, плюс это или минус, так как он – человек очень слабый, наполненный скандалами, и для моих земляков знаменит разве что массовой вырубкой деревьев.

Кандидату-самовыдвиженцу в гордуму Саратова Никите Барыкину повезло меньше. Сначала почерковедческая экспертиза МВД запорола ему подписи, затем провалилась попытка оспорить это в суде. На заседание Барыкин пришёл с жителями города, которые за него подписались, и с матерью, которая помогала эти подписи собирать. Суд, однако, это не впечатлило.

На выборах главы Удмуртии как-то так получилось, что сразу два кандидата – Вадим Белоусов (СРЗП) и Александр Сыров (КПРФ) – оказались под уголовным преследованием. Однако это ничуть не смутило Центризбирком.

«Пока нет оснований для снятия, поскольку это может быть обжаловано, – заявила глава ведомства Элла Памфилова по поводу осуждённого на 10 лет за взятки и объявленного в розыск Белоусова. – Это такая сложная ситуация». Впрочем, и так понятно, что ни со статьёй, ни без неё единоросса Бречалова там всё равно никто не победит, а видимость конкуренции соблюдать надо.

Где будет интереснее всего

– Выборы-2022 скорее всего принесут комфортные для власти результаты, и это, безусловно, будет использоваться для демонстрации якобы имеющейся всенародной поддержки действий Кремля, – считает эксперт «Голоса»* Станислав Андрейчук. – В реальности же эти выборы не будут показательными. Формально самые значимые – выборы губернаторов, но из-за «муниципального фильтра» реальные оппоненты действующих глав регионов до бюллетеня не доходят. Выборы региональных парламентов в этот раз пройдут лишь в шести регионах, причём четыре из них относятся к зоне электоральных аномалий – итоги там жёстко фальсифицируются. Это Северная Осетия, Краснодарский край, Пензенская и Саратовская области. Лишь в Удмуртии и на Сахалине все предыдущие годы официальные итоги фиксировали более-менее реальные итоги голосования.
Эксперт предположил, что самыми интересными в результате могут оказаться муниципальные выборы в региональных центрах и других городах.
Фото: Агентство «Москва»

Иноагенты дискредитируют

Как отмечают в предвыборном докладе эксперты движения в защиту прав избирателей «Голос»*, после 24 февраля наблюдаются серьёзное ограничение свободы выражения мнения и расширение и без того внушительных запретов на пассивное избирательное право (т.е. на право выдвигать свою кандидатуру на выборах). Так, по данным общественного проекта «Роскомсвобода», на 11 июля количество заблокированных сайтов достигло 5300. Помимо независимых информационных ресурсов, блокировке подверглись популярные западные соцсети, и теперь в свободном доступе у пользователей только «ВК» и «Одноклассники». Причём обеими соцсетями руководит сын замглавы АП Владимир Кириенко. И там запрещена платная политическая реклама, кроме официальной предвыборной.

Помимо этого, гражданам вообще опасно выражать своё мнение без того, чтобы не оказаться в автозаке. Что, безусловно, сказывается на агитационных кампаниях. «В результате уже сейчас очевидно, что невозможно говорить о свободном волеизъявлении граждан в ходе избирательной кампании 2022 года», – отмечают в «Голосе»*.

За последний год в федеральное законодательство были внесены три изменения, касающиеся выборов. В частности, закон о публичной власти, возникший вследствие изменений Конституции, отменил норму, обязывавшую регионы избирать часть депутатов региональных парламентов по партийным спискам, принятую ещё в 2003-м. Теперь партсписки можно просто обнулять, что с успехом сделали в Горно-Алтайске, Владивостоке, Омске, Твери и Ярославле.

По мнению экспертов, подобное приводит не только к возможности для ЕР получить все 100% мандатов за счёт одномандатников, но и к усложнению для прочих партий получения «парламентской льготы».

«Эта отмена… выглядит как непосредственная реакция властей на неудачные для них региональные выборы в сентябре 2021-го, поскольку эта норма появилась лишь во второй редакции закона, – отмечает «Голос»*. – Изначально её не было».

Фото: Агентство «Москва»

Экстремисты фильтруются

В Совете Федерации критику новых ограничений отвергают. «Нас критикуют за то, что мы ограничиваем участие в выборах тех, кто причастен к экстремистским и террористическим организациям», – парирует сенатор Андрей Климов. Впрочем, в реальности всё немного по-другому. Скажем, одним из «причастных к экстремизму» оказался депутат нескольких созывов московского района Зюзино Константин Янкаускас. Его не допустили к выборам, поскольку из Минюста пришла бумага о его якобы причастности к «общественному движению «Штабы Навального»**. На самом деле ни в одном из них Янкаускас никогда не работал.

Константин в данный момент пытается отстоять свои права в суде, но получается не очень.

Другим «экстремистом» оказался глава муниципального округа Якиманка «яблочник» Андрей Морев. Неизвестные наклеили на его машину символику «умного голосования». Вроде бы и камеры, и видеорегистраторы – есть всё, чтобы найти злоумышленников, но в случае Морева они оказались неуловимыми. Суд приговорил к 15 суткам ареста хозяина авто, который никогда не был сторонником «умного голосования».

– Надеюсь, коллеги возьмут большинство в районе, – заявил Морев, выйдя на днях из спецприёмника.

Но самая фееричная история произошла с самовыдвиженцем Денисом Прокуроновым в столичном районе Филёвский парк. Сначала ему отказали в регистрации из-за якобы недостоверных данных об образовании и месте работы. Это он оспорил. Тогда от него потребовали указать, что он «аффилирован с выполняющим функции иностранного агента лицом».

– Указал, – сообщил кандидат. – Комиссия сделала два запроса в Минюст – и получила два ответа: Минюст не располагает сведениями, что я вот такой вот аффилированный. И поэтому... отказ в регистрации!

*Признан властями РФ иноагентом

Поделиться статьей