Всегда ли нужен враг за воротами?
В Мадриде страны-члены НАТО одобрили вступление в альянс Швеции и Финляндии. Мир уже совершенно отчётливо вступает в новую реальность
В Мадриде страны-члены НАТО одобрили вступление в альянс Швеции и Финляндии. Мир уже совершенно отчётливо вступает в новую реальность…
Глава МИД Сергей Лавров на днях сказал, что у нас возникает новый железный занавес. Действительно, мы словно возвращаемся в 1946-й, когда в Фултоне Черчилль произнёс свою знаменитую речь, давшую старт холодной войне. И как-то уже забылось, что в 1988-м с трибуны ООН прозвучала не менее знаменитая речь Михаила Сергеевича Горбачева, которая была задумана как антифултоновская – именно для того, чтобы закопать топор холодной войны. Почему же этого так и не произошло? Или всегда нужен враг за воротами?
А ведь все необходимое для того, чтобы построить общий европейский дом, было. НАТО никогда не чувствовал себя так плохо, как в то время, когда СССР начал уходить из Восточной Европы. Американцы тогда запаниковали: получалось, им придётся уйти из Западной…
Потом, если помните, у нас был «медовый месяц» с НАТО. И было время, когда Путин – то ли в шутку, то ли всерьёз – говорил: почему бы России не вступить в альянс? Так или иначе, но никакого вступления России в НАТО, конечно, не произошло. Хотя бы потому, что альянсу было ни к чему иметь внутри себя столь громоздкого медведя.
Потом началось взаимное охлаждение. Расширение НАТО на восток, возмущение России, даже ультиматум с требованием к альянсу вернуться в границы 1997-го, наконец СВО России на Украине, одной из причин которой были названы именно обман со стороны НАТО и обеспокоенность за свою безопасность из-за его расширения. Но парадокс: президент Путин вдруг на желание Финляндии и Швеции стать членами альянса отреагировал фразой: хотят, пусть вступают, это не проблема… Так что же тогда проблема?
Но самое печальное, на мой взгляд, что в результате СВО отношения обострились настолько, что тот же НАТО, который, по словам Макрона, умирал своей смертью, сейчас чувствует себя словно омолодившийся Байден; что границы альянса не только не отодвинулись от наших границ, наоборот – приблизились вплотную; что США вернулись в Европу…
Вот я и задаюсь вопросом: выиграла ли безопасность России от всего этого? Есть такое английское выражение – «самореализующееся пророчество». У меня создаётся впечатление, что именно это и произошло в данном случае. При этом Москва вынуждена делать вид: её чуть ли не устраивает, что НАТО вспомнил о ней, как о главной опасности...