Опять пошла гулять губерния: обсуждаем смысл отставки губернаторов

Своё мнение о произошедшем высказывают политологи Алексей Макаркин и Сергей Марков

Фото: pixabay

Вслед за губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным о своём уходе объявили губернатор Кировской области Игорь Васильев, глава Марий Эл Александр Евстифеев и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. А глава Рязанской области Николай Любимов заявил, что доработает до конца срока, но в выборах губернатора осенью 2022 года участвовать не будет. Обсуждаем произошедшее с политологами Алексеем Макаркиным и Сергеем Марковым.

Отставки были плановыми или внезапными?

Алексей Макаркин, зам. директора «Центра политических технологий»:

– Эти отставки были вполне ожидаемы. Такое происходит каждую весну, просто в этот раз всё было в несколько ином формате. Раньше такие массовые отставки продолжались во времени: снимались по 1–2 губернатора в неделю. В этот раз ушли сразу пятеро, и сразу были назначены новые врио. Получился психологический эффект, но по сути ничего не изменилось. Так обычно делается перед выборами, особенно после 2018 года, когда несколько регионов оказались потеряны – там победила оппозиция. Если в действующем губернаторе есть какие-то сомнения, его меняют. Врио ещё не совершили каких-то ошибок и неправильных действий – их и ставят, это отработанная технология.

Сергей Марков, гендиректор «Института политических исследований»:

– Именно эти губернаторы, которые подали в отставку, и ранее, по мнению многих экспертов, находились в «опасной зоне». Мы также видели, что на период специальной военной операции была взята пауза на все кадровые решения. Сейчас же, на мой взгляд, специальная военная операция практически закончилась и началась затяжная военная операция. То есть это не какой-то кратковременный период, это новая нормальность. И раз вернулась нормальность, вернулись и обычные вопросы, в том числе и кадровые.

Хватит ли времени врио подготовиться к выборам?

Алексей Макаркин:

– Времени вполне достаточно. Будут объявлены избирательные кампании, врио сформулируют свои программы и обещания. И ошибка Мазура (врио Томской области, который, выступая перед Облдумой, дважды назвал область Тюменской. – Ред.) не сыграет на выборах никакой роли. Тем более он ещё, кажется, и не вступил в должность. Избиратель же голосует исходя из того, что человек сможет привнести в регион. Сейчас ему нужен человек со связями в центре, который может выбить деньги. Если ты всю жизнь сидишь в своём регионе, но не можешь этого сделать, это серьёзная проблема. К слову, поскольку сейчас рейтинги региональной элиты выросли, возникал вопрос: а надо ли менять? С другой стороны – а что будет в сентябре? Ведь рейтинги регионалов – заёмные, они растут вслед за рейтингом президента. Но что будет в сентябре – это другая история. От губернаторов ждут решения социально-экономических проблем, а с этим сейчас очень непросто.

Сергей Марков:

– Как правило, в таких случаях много времени и не нужно. И даже лучше, когда его мало, чтобы какие-то негативные черты кандидатов не успели проявиться. Тут работает функция президентского предложения, тем более что рейтинг президента высокий. Были случаи, когда такие предложения проводились за три дня до выборов и кандидат выигрывал.

Что можно сказать о новых врио?

Алексей Макаркин:

– Это люди центра. Из пяти случаев только в Саратовской области сработал фактор преемственности. Новым врио назначен вице-губернатор, председатель регионального правительства Роман Бусаргин, который всю свою карьеру сделал в этом субъекте Федерации. Все остальные – люди центра, руководство регионом для них просто этап в карьере. Их надо показать центру: что они способны, что справляются и т.д. Это государевы люди. Есть те, кто работал в АП и в правительстве. Надо отметить, что кадровая политика мало зависит от спецоперации. Были ожидания, что в регионы придут какие-то генералы, военные, но этого не произошло. Пришли центровики, что и раньше случалось, а теперь продолжается.

Сергей Марков:

– Все они – люди нового поколения, лет на 15–20 моложе президентской команды. И все они – люди администрации президента, не имеющие собственной региональной основы. Это солдаты федерального центра. Не сказал бы, что это продолжение укрепления президентской вертикали. Собственно, предыдущие мало чем от них отличались. Но эти люди ещё меньше известны региональной общественности. Они не должны создавать какие-то региональные кланы, они должны быть приводными ремнями регионального центра.

Смотрите, кто пришёл

Роман Бусаргин – врио губернатора Саратовской области, 40 лет. Занимал пост вице-губернатора – председателя правительства Саратовской области
Юрий Зайцев – врио главы Республики Марий Эл, 51 год. Занимал пост председателя правительства Республики Калмыкия
Владимир Мазур – врио губернатора Томской области, 55 лет. Занимал пост зам. начальника Управления президента РФ по внутренней политике
Павел Малков – врио губернатора Рязанской области, 42 года. Занимал пост руководителя Федеральной службы государственной статистики (Росстат)
Александр Соколов – врио губернатора Кировской области, 51 год. Занимал пост референта в Управделами президента в департаменте по обеспечению деятельности Госсовета
Поделиться статьей