29.12.2022

Белоснежка и семь дворников: спецкор «Собеседника» вышла на уборку снега

Грести лопатой иногда приятно не только деньги

Фото: Андрей Струнин

«А снег идёт...» Специальный корреспондент «Собеседника» поработала дворником, расчищая обычный московской двор после обрушившегося на город рекордного снегопада.

Нелёгкий выбор лопаты

У-у-ух, намело!

К сугробам, которые предстояло убрать, я всю дорогу добиралась по другим сугробам. Кое-как дотопала, временами просто утопая, – ноги уже промокли. Снег в этом дворе где-то на окраине столицы, на улице Родниковая (в районе станции метро «Румянцево»), между новенькими, стильными многоэтажками, лежал всюду – плотным и высоким слоем. Сколько же его тут? Синоптики уже померили: за сутки, сообщалось, выпало более 60 процентов месячной нормы, то есть прирост снега составил 25 см! Это только прирост, а с учетом ранее нападавшего всего образовались горки высотою в 50 см! А то и метр. Это, по меркам коммунальщиков, много.

– С территорией наших семи домов должны управиться в целом за трое суток, – показывает фронт работ Татьяна Булыгина, менеджер объекта по клинингу. – Если ещё не навалит, разумеется!

Она выдаёт мне спецодежду – фирменную зимнюю куртку серого цвета. Сдуру надеваю её вместо своей – чтобы не выглядеть толще, чем есть на самом деле. Как я поняла позже, точнее почувствовала всей кожей, это было большой ошибкой. Неважно, как ты выглядишь на уборке, пока тебе тепло. А вот выбор орудия ударного труда – очень даже важен.

Фото: Андрей Струнин
Раздача лопат

Татьяна протягивает две лопаты. Одну – полностью пластиковую, вторую – полностью железную. Деревянные, говорит, больше не в ходу – возможно, из-за того, что стоят дороже и тех, и других. И какую же мне взять?

Кажется, у Нео в «Матрице» выбор между красной и синей таблетками был не такой сложный. Дело в том, что лопатой пластиковой, объяснили мне, грести легче, так как весит она меньше. То есть, когда поднимаешь её вместе со снежной массой (сколько уместилось), руки устают не так сильно. Зато лопатой железной проще поддевать и забирать снежный слой, когда он уже достаточно утрамбован, то есть когда сверху все рыхлое уже расчистили. Но она и тяжелее – все заболит быстрее.

Я, правда, не могла решить. Схватила – пока дают – обе и почапала к моим сегодняшним коллегам.

Берегись автомобиля! Если он – трактор

О-о-ох, холодно!

Руки окончательно закоченели. Я, совсем неопытная в этом деле, и перчатки дома забыла… Кто-то, не поднимая головы, но заметив это, не раздумывая, протянул мне свои. Вот это люди! Мы гребли и гребли. Каждый своей лопатой, я – поочерёдно обеими.

Всего нас было – специальный корреспондент, в этом снегу практически Белоснежка, и семь дворников. Акрамжон, Ахрор, Дильмурод, Комилджон, Самандар, Оллоберди, Эльмурод. Хотя… Не все из них были настоящими дворниками, а только шестеро. Один – уборщиком, призванными на помощь – в такую погоду-то!

Фото: Андрей Струнин
Стараюсь, машу лопатой что есть силы!
Фото: Андрей Струнин
Главное – не засыпать коллегу-дворника
Фото: Андрей Струнин
Но если так и случается, они, похоже, не в обиде!

– Часто уборщики, которые так-то занимаются подъездами в столь мощные снегопады приходят на помощь дворникам, – поясняет Татьяна. – А дворники кому только на помощь не приходят. Они и, как дойти до автобусной остановки, расскажут, и, где в районе самая вкусная шаурма, подскажут. Они у нас безотказные – и мелкий ремонт местным помогают сделать, и вознаграждения никогда не попросят за такую сверхурочную работу. И обо всех ЧП в домах на своей территории благодаря слаженной работе внутренней системы оповещения узнают раньше городских служб. Как-то раз даже пожар в квартире потушили раньше приезда пожарных.

К счастью, сегодня ни с какими пожарами справляться не требовалось – только со снегом. Я забирала его одной из своих лопат там, где он лежал повыше и был порыхлее, ведь чем снег твёрже, тем больше усилий надо прилагать. А их ввиду долгого рабочего дня хотелось прилагать меньше. Через несколько минут мне вежливо, но чётко дали понять, что делать так не стоит. Ведь там, откуда я брала, лежал уже кем-то собранный снег! Туда надо было наоборот – кидать! А брать – вот оттуда, где он уже твёрже асфальта.

Таким образом мною был сделан окончательный выбор в пользу железной лопаты. Железо победило пластик! Словно поняв что-то важное в этой жизни, я стала грести с новыми силами. Раз, два, три: поддел – загрёб – кинул в кучу. И всё! Простые и такие нужные стране движения – и никаких лишних мыслей в голове о том, что в этой стране сегодня происходит. Как будто нет ничего в целом мире, кроме этой лопаты, этого снега, этого неба, откуда он еще может повалить. И этих участливых людей вокруг. И вдруг Акрамжон как крикнет!

– Трактор! Отходи! Отходи!!! Трактор!!! – он, бросив лопату, обеими руками что есть мочи махал куда-то сзади меня.

Фото: Андрей Струнин
Трактор подкрался незаметно...
Фото: Андрей Струнин
Главное, чтобы он загреб снег, а не тебя
Фото: Андрей Струнин
Защищайся!

Я от неожиданности бросила и свою. Оглянулась. Прямо на меня надвигался трактор! Отчётливо-рыжий такой на фоне этой сверкающей белизны. С гигантским, способных проглотить нас всех разом, ковшом. Ничего страшнее я не видела в жизни. Отступать было особо и некуда – всюду сугробы. От страха делаю кульбит через семь лопат со своей в придачу и растягиваюсь на скользкой дороге.

Фу-у-х, пронесло.

– Работа так устроена: вы собираете снег в кучки, тут же подъезжает трактор – и забирает их ковшом, – смеётся Татьяна, помогая мне встать. – Потом трактор едет с ними в самый конец территории, где из ваших кучек формирует большую, сегодня почти до неба, кучу. Дворник, даже самый юркий и выносливый, не сможет вот так весь день пробегать от точки уборки до точки сборки. Вернее, сможет, конечно. Но сколько он так снега сложит вместе? В разы меньше, чем трактор. Вот и задействуем такую, действительно опасную для дворников, технику. Удовольствие недешёвое: аренда трактора на 7 часов в сутки обходится нам в 20 тысяч рублей. Потом надо заплатить ещё за грузовик, который эти наши горы снега заберёт (обычно это происходит поздним вечером или даже глубокой ночью) и отвезёт на снегоплавильные пункты. Вывоз снега стоит ещё 15 тысяч рублей за 20 кубов.

Фото: Андрей Струнин
А моим напарникам всё нипочем

Это было очень опасно! И совсем не весело! Но очень бодряще! Концентрацию терять было нельзя не то, что ни на минуту – ни на секунду. Сгрёб снег – тут же отскочил от надвигающегося трактора. И так без конца. Конца не было ни снегу, ни тракторным подкатам.

Зазеваешься, задумаешься о чем-то – и попадёшь под трактор в самом прямом смысле этого слова. Хотя кое о чем я все же задумалась: почему нельзя наладить нашу работу так, чтобы мы сначала создавали кучки снега, потом отходили от них на какое-то более-менее безопасное от трактора расстояние (хотя бы на несколько метров), а затем уже он подъезжал и забирал их. И чтобы по ходу всего дня это строго контролировалось и соблюдалось. Но, видимо, так нельзя: работа, как и снег, шла здесь в общем-то стихийно.

Никто из нас не знал, куда именно и, главное, когда именно, подъедет трактор. И никто, кроме меня, об этом и не беспокоился – все уже привыкли. Они ещё периодически и увязшие в снегу машины успевали выталкивать.

Фото: Андрей Струнин
В самый лютый холод от таких поступков тепло на сердце

Для согрева – только улыбка

Э-э-эх, хорошо!

Помогать обычным людям добираться на работу и с неё домой, не утопая в снегу, и в целом делать свой город чище, своими вот руками, было очень приятно. А наблюдать за этим, греясь в кабинке трактора (другого, поменьше, он снег в силу своих возможностей мог только сгребать, но не поднимать, кидая в общую кучу-малу), куда меня пустили на несколько минут эти добрейшие люди, было ещё приятнее. Как (чуть под углом лучше всего), чем и откуда загребать снег и куда его кидать я уже поняла. Как не попасть под трактор – тоже.

А вот как можно работать всего с одним часовым перерывом на обед на таком жутком холоде (мороз в тот день ударил за минус 10) – нет. Я коченела уже через 5 минут махания лопатой, несмотря на то, что махала отчаянно, словно отгоняя комаров в летний зной. Но у меня уже через пять минут пальцы ног стыли до раздирающей до мозга боли, а пальцы рук я переставала чувствовать даже в рабочих перчатках.

Фото: Андрей Струнин
А вообще нравится мне у вас тут!
Фото: Андрей Струнин
Лопату не отдам!
Фото: Андрей Струнин
Давайте грести лопатой вместе!

В таком состоянии я непрерывно работала от силы минут 15, потом от пронизывающего холода насквозь холода терялась концентрация, и вероятность попадания под трактор возрастала. Да еще и мозг бредил воспоминаниями о пережитых когда-то двух воспалениях легких. Третьего, да еще в канун главного праздника в году, не хотелось. Поэтому я махала, сколько хватало запасов тепла, но больше бегала – и от трактора, и в трактор – погреться. 

Фото: Андрей Струнин
На снегу хорошо, а в тракторе – лучше

А вот мои напарники, которые, увы, ничем, кроме добродушных улыбок, меня не согревали (восточные мужчины – не пьют), стойко гребли, не отлучаясь от сугробов никуда. Вообще никуда ни на сколько – я даже проследила за этим. Ни в туалет, ни покурить. И как они все это выдерживали, ведь они все из солнечного Узбекистана, где снега и зимой нет?

Фото: Елена Мильчановска
Мы еле-еле, уже совсем под вечер, уговорили всех семерых дворников (один из которых – уборщик) на совместное фото на память. Очень скромные люди!

– Дворник – работа хорошая, – сильно смущаясь, говорит Акрамжон. – Дома остались жена, двое сыновей, мама, тесть. Все ради них! Снег впервые увидели тут, в России! Красивый! Я не мёрзну – куртка тёплая, и штаны тоже. Но летом больше нравится – газон косить, цветы поливать. Но на Новый год меньше снега не загадываю – это не то, о чем надо просить. Просить – у Деда Мороза или у Бога, в волшебную полночь или ежедневно, о другом надо. Другое заветное желание у нас всех нынче. Но какое – не скажу. Не потому, что нельзя или опаснее трактора, а потому что – иначе не сбудется.

Он впервые за день отошёл со мной ровно на минуту к наряженной ёлочке на детской площадке, дорогу к которой мы уже расчистили, и мы вместе загадали это желание.

Фото: Елена Мильчановска
Та самая ёлочка, под которой мы загадали то самое желание

Из истории вопроса

А на груди – большая бляха

В дореволюционной России именно служители лопат (зимой) и мётел (летом) были первыми помощниками полиции. Дворники следили за порядком, знали всех местных жителей, сообщали о подозрительных, даже участвовали в задержании мелких воришек, хулиганов, пьяниц. По сути, дворники служили самыми нижними чинами полиции.

Поэтому у них красовалась на груди большая бляха овальной формы – с адресом обслуживаемого дома, а в маленьком кармане жилета лежал свисток – на всякий случай. Зимой дворник одевался в ватник и тёплую шапку, а на дежурство ночью заступал в большом бараньем тулупе с ещё большим воротником.

Дворниками испокон веков работали только мужчины. Женщины-дворники появились лишь в Первую мировую. Большинство из них заменили своих мужей, мобилизованных на войну.

Фото: Андрей Струнин
Дворниками испокон веков работали только мужчины. На фото (на переднем плане) – мой потрясающий коллега, напарник, друг Акрамжон

Рабочие условия

«Смартфон у дворника – тоже важное орудие труда»

– Зимой дворники работают без выходных, – признается Татьяна Булыгина. – Но когда нет снега – они отдыхают. Когда снегопад – не работают, бесполезно. На каждый объект есть своя временная норма по устранению снега. Например, на участок вокруг подъезда (мы называем его – входная группа) и тротуары – три часа после выпадения снега. И с них начинают в первую очередь. На детские площадки – трое суток. Если снег валит всю ночь, дворник заступает на дежурство уже в 4 – 5 утра. Поэтому живут все, как правило, там, где работают – снимают квартиру в тех же или соседних домах. За свой счёт. Скидки им не делают, несмотря на то, что они вынуждены жить фактически по месту работы. Наши шестеро дворников живут в двушке. Они, открою секрет, почти все – родственники друг другу, кто-то из них – родные братья.

Фото: Андрей Струнин
Татьяна Булыгина

– Средняя зарплата по Москве – 45 тысяч рублей, – продолжает Татьяна. – Хотя, конечно, они достойны большей оплаты, так как их труд – один из самых тяжёлых. Плюс жёсткий, как у спортсменов, режим дня. Чтобы встать как штык в 4:00, наши ложатся спать строго 22:00. Закрывают дверь – и никого к себе не пускают. Можно сказать, что дворники – идеальные соседи: никогда никаких шумных вечеринок до утра.

Плюс это, наверное, самые ответственные и терпеливые люди, которых я знаю. Они никогда ни на что не жалуются. И выходят на работу иной раз даже с недомоганием – не хотят подводить товарищей, ведь тем придётся работать за друга. Но в целом они практически не болеют, а если болеют, то выздоравливают очень быстро. Лечатся чаем, мёдом, молоком. Дежурство начинается с того, что нужно самостоятельно взять все необходимое для работы – лопаты, куртки и все прочее. У нас они хранятся за мусоропроводом – в мусорокамере. Потом нужно воспользоваться ещё одним орудием труда – смартфоном с фотокамерой.

Да, сегодня смартфон у дворника – тоже важное орудие труда! Нужно сделать и прислать мне в нашу группу в WhatsApp фотоотчёт, что работа начата! Я-то в это время ещё сплю, разумеется, проверить лично не могу. Сейчас дворников, кто гаджетами с мессенджерами пользоваться не умеет, на работу не берут. Да таких и нет, поскольку абсолютно все приезжие общаются таким образом с оставшимися на родине семьями. Сделать фото заранее, с вечера, когда в принципе так же темно, как ранним утром, не получится: мы принимаем снимки только с метаданными, где указана точные дата и время съёмки, которые невозможно подделать. Да и ракурсы всегда разные – даже одной и той же скамейки. Я, конечно, нашим дворникам доверяю, но с меня самой такие фотоотчёты требуют – жильцы, управляющая компания, администрация.

Поэтому я все время на объекте, всех гоняю с точки на точку, без дела стоять не даю. Да вы и сами это уже поняли. Чайку горяченького не хотите? А зря. Вам ещё два часа лопатой махать. Что значит – не можете?!

А как же реагенты?

«Нет терпения на трение, нынче курс – топить»

До них мы сегодня так и не дошли – снега навалило столько, что его уборка была остановлена до завтра. Как бы ни была капризна погода, что бы нам ещё ни сулила, в 18:00 – конец рабочего дня. Но если удаётся расчистить тротуар до ледяной корки на асфальте, реагентом её посыпают.

Фото: Андрей Струнин
Да, до реагентов в тот день мы так и не дошли...
Фото: Андрей Струнин
Но нам было хорошо и без них
Фото: Андрей Струнин
Даже очень!

Слово начальнику

«Среди них встречаются экономисты, юристы, дантисты…»

– Труд дворников сегодня реально недооценён, – рассказывает «Собеседнику» управляющий МКД ООО «УК «Орион» Алексей Садаков. – Учитывая большие объёмы работ, граждане Российской Федерации, и в частности, московского региона отказываются от этой должности в отличие от граждан стран СНГ, которые соглашаются на условия труда, не имея альтернатив. Однако, хочу отметить, что многие работники даже имеют высшее образование, полученное на родине. Среди них встречаются экономисты, юристы, дантисты… Люди грамотные и начитанные. Но в силу обстоятельств, они покинули свою страну и приехали к нам зарабатывать деньги.

Для горожан работа дворника зачастую незаметна, неприглядна. Люди убеждены, что контейнерные площадки и урны чистые, потому что жители аккуратные, газоны постриженные и без окурков – это жители аккуратные, а разбитые цветники и растущие кусты – сами по себе выросли. Зимой снег и наледь тоже – сами убираются.

Фото: Елена Мильчановска
Алексей Садаков

– Но стоит дворнику полдня отсутствовать на рабочем месте – сразу жалобы и возмущения, – сетует наш собеседник. – Почему не убраны осколки разбитой бутылки у подъезда? Почему переполнены урны? Почему под порывами ветра летает мусор над детскими площадками? Опираясь на свой опыт работы в ЖКХ, я нахожу профессию дворника – одну из ключевых в создании благоприятных условий проживания наших граждан.

Кстати, по моим наблюдениям, на одном участке не работают вместе граждане из разных стран. Как правило, или только узбеки, или только таджики, или только киргизы.

Фото: Илья Золкин
Это фото заряжено на удачу. Мысленно положите в эту лопату то, что хотите, чтобы у вас было в достатке и даже с избытком в 2023 году. И пусть всё сбудется!

Рубрика: Общество

Поделиться статьей