Котлетки из человечинки. На родину после отсидки вернулся каннибал
Людоед – это не только кличка Михаила Малышева, но и любимое в прошлом занятие
В Перми жители пятиэтажки по улице Маршала Рыбалко в шоке. После 23 лет колонии в свою однушку вернулся людоед Михаил Малышев. Людоед – это не только его кличка среди заключённых, но и любимое, по крайней мере в прошлом, занятие.
«Не будешь слушаться – окажешься в холодильнике»
В 1999 году на оперативников Кировского района Перми свалилось странное и страшное дело. В гаражах нашли тело мужчины, которое было изуродовано острым предметом. Части бедра и ноги были срезаны, с останками явно поработал умелый «мясник». Через полгода в Каме милиционеры нашли расчленённое тело женщины, которое помогло связать эти два убийства. Оперативники вышли на след Михаила Малышева и устроили в его квартире обыск.
– В однокомнатной квартире на первом этаже были решётки на окнах, все вещи – телевизор, видеомагнитофон – были в клетках, которые запирались на ключ, в квартире была лодочная цепь (сажал на неё своих жертв – Ред.) и очень много мусора. По квартире передвигаться можно было по узеньким тропинкам, – вспоминает следователь по делу пермского людоеда Гульнара Абибулаева.
Свою однушку Малышев превратил в укреплённый бункер: внутри на окнах были стальные пуленепробиваемые ставни. Была установлена камера, которая позволяла следить за тем, что происходит в подъезде. Железная дверь запиралась на несколько замков. Бывалые оперативники были потрясены: холодильник был забит кусками мяса, на кухне – целый арсенал для разделки плоти, а в комнате обнаружилась узница – запуганная молодая женщина Инна, которая поневоле прожила с Малышевым полгода.
Инна познакомилась с людоедом на улице, он привёл её в квартиру и с тех пор выпустил только один раз, когда приказал найти ему жертву среди женщин – ту самую, которую нашли в Каме. «Не будешь слушаться – окажешься в холодильнике», – рассказывает Инна на кадрах оперативной съёмки. И она слушалась: каннибал на её глазах крутил из человеческих останков фарш, лепил котлеты, а однажды в гневе откусил у неё кончик носа. Второй жертвой Михаила стал его собутыльник, тело которого нашли в гаражах. С Малышевым в квартире также проживал молодой человек, бывший детдомовец, с которым он занимался сексом. Ему он отрезал ухо.
Семейная драма Малышевых
Миша Малышев рос обычным полненьким мальчиком, над которым издевались сверстники. Вряд ли Михаил тогда мог постоять за себя: его воспитывала мама, интеллигентная преподавательница фортепиано, играть на пианино учился и Миша. Позже в интервью Малышев признается, что больше всего на свете любит деньги, секс, музыку и вкусно поесть.
Киношный маньяк Ганнибал Лектер тоже любил музыку, был натурой тонкой и артистической. Следователь Гульнара Абибулаева отмечает, что Малышев был образован, хорошо разбирался в человеческой психологии.
После того как мама Миши вышла замуж во второй раз и родила ребёнка, юноша совсем отбился от рук. Мать купила ему отдельную однушку на улице Маршала Рыбалко, где он выпивал и гулял с друзьями.
– На меня он произвёл впечатление человека, у которого есть проблемы в психологическом плане, – говорит Абибулаева.
Денег на еду у Малышева не было, но он уже к этому времени приспособился: ел бродячих собак и кошек – так за счёт бесплатного белка нарастил мышечную массу и из полненького мальчика превратился в крепкого мужчину. В 1990 году его поставили на учёт в полиции за жестокое обращение с животными. Будущий каннибал не только ел кошек, он делал из них шапки, которые продавал, выдавая за ценный мех.
«Конечно, нам страшно»
Судебно-психиатрическая экспертиза признала Михаила Малышева вменяемым, у него выявили лишь незначительные отклонения. Каннибала отправили на 23 года в колонию строгого режима в посёлке Чусовой.
Заключённые, которые с ним сидели, рассказывают про него одно и то же: нелюдимый, входил в низшую касту, его не боялись, но и не рвались общаться. Малышев устроился работать на кухню и, как отмечают сидельцы, постоянно и много ел, при этом обладал недюжинной силой.
«Малышев – обычный зэк, но со своими тараканами в голове, – написал нам его знакомый из колонии Вячеслав Новиков. – Он постоянно вступал в конфликт со всеми, имел отличный аппетит. На кухне подрабатывал за кусок протухшего мяса. Цитирую его слова: «Человек – самое дешёвое мясо, и его в изобилии». Поначалу у него здоровьице было, а потом, как говорится, тюрьма своё берет (Малышев хромает – Ред.)».
Необычные гастрономические пристрастия Малышева к испорченному отмечают и другие его «соседи» по отряду. Он специально ставил миску с едой на батарею, чтобы она скисла.
В 2005 году НТВ снял о нём и других людоедах фильм. На видео Михаил Малышев полный, щекастый, совсем не похожий на себя прежнего, говорит, что многое осознал, мол, такое больше не повторится. Следователь Абибулаева, которой людоед угрожал, считает, что «за 23 года многое изменилось. Должен же он был исправиться, многое пересмотреть».
28 октября, за два дня до официального освобождения, чтобы не привлекать внимания, Малышева выпустили на свободу из колонии. Портал «В курсе.ру» пишет, что людоед не хотел выходить: боится, что на свободе примется за старое, и пытался задержаться в ИК.
Его соседи в шоке. Поначалу они думали добиваться выселения Малышева, но когда после консультации с юристом поняли, что это незаконно и невозможно, сменили стратегию. Они хотят, чтобы в подъезде установили видеокамеры.
– Конечно, нам страшно, – сказала женщина из подъезда Малышева. – Стараемся проходить побыстрее, взрослые детей не отпускают вечером гулять, хотя кто его знает, может, ему что-то утром взбредёт в голову, когда они в школу идут.
В управляющей компании готовы купить и установить видеокамеры, но говорят, что на это у дома нет денег: смогут жители собрать – пожалуйста. Участковый Виктор Вихарев, к участку которого относится дом, сказал, что проводит с бывшим заключённым профилактические беседы, но подробности уточнять не стал.
Как и другие бывшие заключённые, Малышев находится под административным надзором: он должен приходить в полицию отмечаться, не покидать квартиру в ночное время. В интервью пермскому изданию один из жильцов высказал мнение, что Малышева необходимо «подкармливать». До сытой жизни бывшему заключённому без работы и источников дохода действительно пока далеко.
Мнение эксперта
Почему некоторые люди поедают себе подобных, можно ли лечить человеческий каннибализм, как вести себя соседям Малышева, чтобы не стать его жертвой, «Собеседник» спросил эволюционного психолога, кандидата психологических наук, заведующего кафедрой общей психологии и центром биопсихологических исследований Московского института психоанализа Ивана Хватова:
– С эволюционной точки зрения людоедство практиковалось всегда, оно было очень распространено у неандертальцев. Часто каннибализм существовал в качестве религиозной практики, в некоторых культурах это есть до сих пор – нужно съесть часть своего противника, если хочешь приобрести его качества. Людоедство практиковалось и в исторические времена от голода.
Каннибализм иногда имеет сексуальный подтекст и связан со стремлением ассимилировать объект вожделения: «я тебя настолько люблю, что съем». Это полное слияние с объектом своего обожания. Интрига в том, что, однажды попробовав, человек испытывает страсть к подобному, ему надо не просто съесть, а осуществить весь ритуал. У некоторых убийц мотив утилитарный, пищевой: надо куда-то останки деть.
Каннибализм – это не психиатрия, а расстройство поведения. Если клиент не хочет лечиться сам, сделать ничего нельзя. Учитывая его тягу к собирательству, хордерство, это похоже на обсессивно-компульсивное расстройство, но опять же это не случай большой психиатрии, хотя и не норма.
Боюсь, что мотивы у него не только гастрономические, а весьма глубинные и подкармливанием не обойдётся. Соседям не нужно относиться к нему по-особенному – это может стать триггером – и постараться наладить контакт с его родственниками, чтобы те его показали специалистам.