Лишенцы нашего времени

Признание человека иностранным агентом окончательно превратилось в наказание. Причём наказание вне судебной процедуры

Фото: архив

С 1 декабря начнёт действовать закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Чтобы обеспечить его вступление в силу, Госдума приняла поправки в ряд действующих законов. В частности, признанные иноагентами фирмы не смогут участвовать в госзакупках, их исключат из системы страхования вкладов и т.п. А люди, которых Минюст признал иноагентами, больше не смогут работать на государственной и муниципальной службе, преподавать в школах, выступать организаторами публичных мероприятий… А если они уже работают в системе МВД, ФСБ, СК, СВР, ФСИН, на таможне, противопожарной службе, им придётся уволиться.

В общем, как видим, история развивается. Сначала статус иноагента был чисто пропагандистским клеймом. Видимо, властям казалось: если они кого-то назовут иноагентом, граждане начнут шарахаться от этого человека. Но не получилось, поскольку власти сами же злоупотребили этим. Так чего шарахаться-то, когда ярлык висит на слишком многих публичных людях, которые высказывают оппозиционное мнение? На мой взгляд, именно частота использования этого термина – «иноагент» – девальвировала его остроту.

И поэтому сейчас это фактически история про профессиональные запреты, про то, чтобы портить жизнь людям, имеющим альтернативную от власти позицию. То есть история про то, чтобы создать этим гражданам насколько возможно много жизненных сложностей – с точки зрения безопасности, невозможности устроиться на работу… Эти люди стали лишенцами наших дней.

Очевидно, что иноагентов выдавливают из России. В последнее время власти, кстати, присваивали этот статус в основном тем, кто уже уехал из страны. Но ведь немало и тех, кто остался. И вот их-то, безусловно, подталкивают к эмиграции. Потому что очень тяжело жить в режиме невозможности заниматься никакой хоть сколько заметной профессиональной деятельностью.

Мне кажется, это завершение эволюции применения поначалу чисто пропагандистского ярлыка (каким статус иноагента был в 2012-м, когда его только ввели в России), превращение его в наказание. Причём, заметьте, наказание вне судебной процедуры.

При этом сама аргументация присвоения этого статуса изменилась несильно. Если сначала основанием было иностранное финансирование (правда, могли признать иноагентом и за 20$, присланных из Молдавии), то сейчас это – иностранное влияние, под которым можно понимать что угодно...

Рубрика: Общество

Поделиться статьей