Неизвестная история. Как пытались взорвать нефтепровод Баку – Батуми
История о том, как белоэмигранты с помощью западных разведок в 1930-е пытались уничтожить бакинский нефтепровод, давно обросла множеством легенд
О том, как на самом деле диверсанты пытались взорвать нефтепровод Баку – Батуми, рассказывает кандидат исторических наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства Дмитрий Суржик.
Баку – Батум
– В 20 век Российская империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывалось в внутри страны. «Нефтяной пояс» Баку – Чёрный город – начал складываться с 1873-го. Там же, в Чёрном городе, была прорублена первая в мире нефтяная скважина.
Молодой инженер – ему было всего 25 лет – Владимир Шухов сначала придумал, как заставить нефть выходить на поверхность, а потом и построил первый бакинский нефтепровод, соединивший Апшеронские месторождения братьев Нобель с их же складами сырой нефти. Кстати, Шухов же придумал и конусообразные хранилища, которые использовались по всему миру до середины 1970-х.
Главной стройкой нефтянки молодой страны Советов в непростые для неё 1920-е был нефтепровод Баку – Батум. Его построили в 1928-1930-м для транспортировки нефти из района добычи к побережью Чёрного моря в порт Батум. Техническое руководство возглавляла комиссия Шухова, к тому времени ставшего уже академиком.
Понятно, что для антисоветских белоэмигрантских организаций это строительство стало объектов возможных терактов. И 1932-м одна из таких структур – «Братство Русской правды» (БРП) – даже получила из США деньги на подрыв трубопровода...
К счастью, воспользоваться ими по назначению у БРП не получилось. Чекистам молодой республики удалось переиграть организацию, состоявшую из опытных царских военачальников и политиков.
«Братство Русской правды»
– В 1921-м среди белоэмигрантских структур появилась ещё одна – «Братство Русской правды». У её истоков стояли весьма разные люди. От литераторов (Александр Амфитеатров и Сергей Соколов-Кречетов) до предводителя Войска Донского генерала Петра Краснова и создателя «Русской фашистской партии» Анастасия Вонсяцкого. Были в БРП и деятели церкви, и юристы, скажем, экс-сенатор Сергей Трегубов, и представители высшей знати – князь Георгий Лейхтенбергский, состоявший в родстве как с Романовыми, так и с Бонапартами.
Некоторые исследователи считали организацию чем-то вроде литературного кружка. К слову и внутри эмигрантской среды случались разборки – не преувеличивает ли БРП свои достижения в деле борьбы с большевиками?
Но нет. Это была серьёзная структура. Имела жёсткую организацию, штаб-квартиры в разных странах, неплохое финансирование.
В своей антисоветской борьбе БРП работала сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, проводила политическую и религиозную агитацию. В частности, средством связи между секциями «Братства» служила газета (а впоследствии журнал) «Русская правда». Кроме того, БРП одной из первых белоэмигранстких организаций создала радиостанцию, которая вещала на СССР из латвийского Резекне.
Во-вторых, БРП отправляла в Советский Союз диверсионно-террористические и подпольно-конспиративные группы. В приграничных к СССР регионах создавались специальные секции для переправки агентов через границу. Засланные агенты должны были начать в стране подготовку к народному восстанию и инициировать партизанское движение. Особую активность проявляли организации БРП в Финляндии, Персии и Польше. Однако засланные не имели обратной связи со своими кураторами, и об их провалах те узнавали только из прессы. В частности, о безуспешных попытках членов «Братства» устроить теракты против советских дипломатов и поездов в Латвии.
Братья по номеру
– Главная штаб-квартира «Братства» находилась в Париже и руководил ею Никита Романов, племянник Николая II. БРП было построено по принципам подпольной организации. Основным звеном были «двойки» из лично известных руководителям и проверенных лиц. Вместо имён использовали номера: «Брат№1», «Брат №2» и т.д. Современные исследователи насчитывают до 500 активных членов организации.
Управлялось БРП Верховным и Основным (почётные члены) кругом. Структура имела представительства в Югославии, Германии, Латвии, Франции, Персии, Маньчжурии и т.д. К слову, генерал Владимир Косьмин, возглавлявший маньчжурское отделение «Братства», командовал группой молодых смертников, которые пытались осуществлять диверсии в Восточной Сибири и советском Приморье.
Кроме того, БРП имело тесные связи с целым рядом эмигрантских и иностранных националистических и антисоветских организаций. В частности, с «Международной лигой борьбы с III Интернационалом» («Лига Обера»). Организации обменивались разведывательной информацией по Советской России, полученной из открытых источников. Сотрудничало БРП и с «Братством Белого Креста – Великая, Единая Россия» (ББК-ВЕР), которое возникло ещё в 1918 г. в Петрограде. Подпольные ячейки ББК-ВЕР также поставляли разведывательную информацию и готовили выступление в Петрограде во время наступления генерала Юденича летом-осенью 1919 г., но были ликвидированы ВЧК. Работало «Братство» и с множеством других организаций.
А вот «Русский Обще-Воинский Союз» формально наложил запрет на участие своих членов в работе БРП. Однако это не мешало многим видным деятелям РОВС совмещать членство в обеих организациях. Так, генерал Александр Кутепов, во время Гражданской войны служивший в Добровольческой армии Деникина, а с 1928 по 1930-й возглавлявший РОВС, писал: «Никакой разницы в идеологии ОВС (РОВС) и БРП нет, только что БРП исполняет временно, до наступления возможности вооружённого вмешательства, такие функции, которые одобряются ОВС, но не могут им проводиться, я подразумеваю террор в СССР».
В общем, с помощью всех этих белоэмигрантских организаций БРП не только вело пропаганду на СССР и отправляло в страну террористов, но собирало разведывательную информацию в интересах французской, британской и эстонской разведок.
Пик активности БРП пришёлся на рубеж 1920-1930-х. «Братство» утверждало, что в это время в некоторых приграничных советских районах действовало до пяти групп, численность которых доходила до 200 человек. Наиболее активной из них была группировка Сорокинского, имевшая в своём распоряжении большие запасы оружия и взрывчатки и устроившая несколько крушений поездов на железнодорожной линии Порхов–Псков...
В США – за деньгами на теракт
– А в июне 1932-го в США отправилась «Особоуполномоченная от Верховного круга делегация» БРП, которая пыталась вести переговоры с нефтяной компанией Standard Oil о финансировании диверсии на бакинском нефтепроводе.
В США действовало 9 отделений БРП. Их общим куратором был основоположник русского фашизма Анастасий Вонсяцкий. Он был активным жертвователем для нужд «Братства». Так, в 1930-1931-м он перечислил на нужды БРП $75 тыс.
«Особоуполномоченная» делегация отправилась в США в тайне от Вонсяцкого. Но произошла случайная встреча, и один из делегатов проговорился. Тот обиделся, и это привело к разрыву, организация лишилась его спонсорской помощи.
Между тем деньги делегаты всё же привезли – $20 тыс. Но эти средства остались в парижском отделе, так и не дойдя до центрального руководства.
По сути, финансовые скандалы внутри организации во многом ускорили развал БРП. Но не только.
Иностранные спецслужбы, которые также финансировали «Братство», к 1930-му стали требовать от руководства БРП выполнения нереальных задач, например, убийства Сталина. И, разочаровавшись в возможностях «Братства», не спешили с выделением денег.
Не дремала и ВЧК. Чекисты к тому времени успешно провели операцию «Трест», благодаря которой 5 лет сдерживали боевой настрой террористических эмигрантских групп и смогли захватить важных участников антисоветского движения, дезинформировать западные спецслужбы… Разработку БРП чекисты провели по аналогии с фабулой «Треста». На этот раз это была операция по дискредитации секретаря Верховного круга бывшего военного следователя Александра Кольберга, руководившего берлинским отделением «Братства» и являвшегося хранителем архива организации. Кольберг был приближенным к руководителям БРП, имел кличку «Верный».
Под видом британской разведки чекистам удалось завербовать Кольберга. Думая, что работает на союзников, он готовил реструктуризацию «Братства». Кстати, был Кольберг и в той делегации, которая прибыла в США в тайне от Вонсяцкого (так как именно его и планировалось вывести из руководства).
Попался ли «Верный» на уловку чекистов (сам он именно так и объяснял это соратникам), или действительно был завербован, сейчас трудно сказать: фигурируют обе версии.
Так или иначе, разоблачение Кольберга случилось именно в тот момент, когда делегация привезла из США деньги на подрыв бакинских трубопроводов. Так что теракта удалось избежать.
«Братство» после этого распалось на отдельные части и потеряло былую силу. Окончательно упразднено было в 1936-м.