Заливной язык помощника президента

Насколько допустимым было поведение Владимира Мединского, оскорбившего в публичном пространстве преподавателей факультета журналистики МГУ?

Фото: АГН "Москва"

Помощник президента, экс-министр культуры, глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский полагает, что на факультете журналистики Московского государственного университета критически много преподавателей с либеральными взглядами.

«Специальная военная операция предполагает специальное отношение к происходящим событиям, – заявил Мединский, выступая на днях в Манеже. – Мы находимся в самом центре нашей любимой столицы, где процент молодёжи, плохо понимающей это, сильно выше среднего по стране», – сказал помощник президента, напомнив, что через дорогу находится журфак МГУ, «забитый этими тварями из числа либеральных преподавателей».

В конце сентября этическая комиссия факультета журналистики вынесла решение об отчислении двух студенток за нецензурные высказывания в чате курса на площадке социальной сети «ВКонтакте». Объектом их матюгов стал сокурсник, незадолго до этого пришедший на факультет в футболке с Z-символикой и флагом ЛНР, его перформанс был запечатлён на видео.

Мединский утверждает, что после этого парня «затравили», и, вероятно, он прав – я прослушал аудиопост его гонительницы, не выбиравшей выражений. В прессе писали, что вспыхнувшая вслед за этим сетевая перепалка достигла такого градуса, что нескольким третьекурсницам стали поступать анонимные угрозы, и они временно переехали в безопасное место.

Двух студенток, как уже говорилось, отчислили за мат в академическом чате, ещё пятерым объявили выговор за «недопустимое поведение в публичном пространстве». Вопрос: насколько допустимым было поведение Владимира Мединского, обозвавшего в публичном пространстве преподавателей факультета журналистики «либеральными тварями»?

За 70 лет существования факультета его окончили десятки тысяч человек, среди которых немало известных. Это:

Алексей Аджубей, в разные годы работавший редактором «Комсомольской правды», «Известий», обозревателем журнала «Советский Союз»;

Виталий Игнатенко – экс-генеральный директор ИТАР-ТАСС;

публицист и экономист, первый лауреат премии «Золотое перо России» Отто Лацис;

телеведущий Влад Листьев;

журналист и писатель Юрий Щекочихин;

ведущий «Вестей» Эрнест Мацкявичус;

обозреватель газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин – один из самых авторитетных политических комментаторов России;

Дмитрий Рогозин, до недавнего времени возглавлявший Роскосмос.

На журфаке МГУ учились прозаик и драматург Людмила Петрушевская; режиссёр, народный артист России, основатель и руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский; народная артистка СССР Ия Савина. К списку великих можно добавить Петра Толстого – продюсера, телеведущего, заместителя председателя Государственной Думы, а также моего однокурсника – телерепортёра Владимира Соловьёва, но не того, о ком вы подумали, а действующего председателя Союза журналистов России.

Ваш корреспондент поступил на факультет журналистики после службы в армии в 1985-м, наш курс стал последним студенческим поколением Дома на Моховой, чья учёба полностью пришлась на советскую эпоху, которая годом позже уйдёт в историю. Именно в период нашей учёбы родная страна стремительно менялась, готовясь треснуть по швам и вступить в полосу национально-территориальных катастроф, конца которым не видно и три десятилетия спустя.

Политизация не обошла стороной главную кузницу журналистских кадров Советского Союза. Бурные споры, искромётные полуночные речи за стаканом и без него, первые публикации в центральных изданиях, незабываемое время…

Крушение цензурной дамбы вызвало взрыв интереса изголодавшейся по свободному слову страны к прессе и литературно-публицистическим журналам. Я, например, на старших курсах примкнул к клубу фанатов национал-консервативного «толстого» журнала «Наш современник», что предопределило последующий политический выбор, а большинство зачитывалось либеральным «Огоньком».

Однако никакие идейно-политические споры не мешали нам, съехавшимся со всех концов страны и планеты, проникаться студенческой романтикой, не мешали дружить, любить, искать приключений, а иногда даже учиться.

Ответственно утверждаю: в те судьбоносные для страны годы на факультете журналистики Московского государственного университета не было ни тени персональной вражды, обусловленной идеологическими барьерами. Не было её ни среди студентов, ни среди преподавателей, ставших приверженцами различных политических доктрин, обсуждаемых на семинарах. Не было и быть не могло идеологического диктата, не наш это стиль.

Почти уверен, что, несмотря на «точечный» эксцесс с Z-юношей, нет всего этого и сейчас, хотя при встрече стоит уточнить у однокурсников, ставших преподавателями факультета – у меня таких двое.

Своими традициями факультет журналистики МГУ во многом обязан профессору Ясену Засурскому, проработавшему деканом 42 года. В прошлом году его не стало, попрощаться с деканом на факультет пришли сотни выпускников.

Начав научную карьеру при Сталине и закончив её при Путине, профессор Засурский собрал на факультете таких преподавателей, среди которых в любую эпоху горели звезды национального масштаба. Он во многом заложил наше факультетское братство, благодаря которому у меня, например, и через 32 года после выпуска добрую половину нерабочего общения занимает общение с однокурсниками – и этого, видимо, не понять Владимиру Мединскому!

Поделиться статьей