Москва – «Жуковский» – Душанбе. «Собеседник» поговорил с россиянином, бежавшим в Таджикистан
Именно туда можно было улететь достаточно быстро и относительно дёшево
После объявления о частичной мобилизации 21 сентября многие россияне начали всеми доступными способами покидать страну. Цены на авиабилеты едва ли не сравнялись с ценами на самолёты. Наш собеседник, москвич Михаил (имя изменено) вечером 24 сентября вылетел рейсом на Душанбе.
Перед отлётом пришлось побегать
– Миша, причина твоего отлёта очевидна. А почему именно Таджикистан?
– Таджикистан получился по сумме баллов: доступность рейсов в относительно скором будущем (на момент бронирования) и цена. А по приезде выяснился дополнительный бонус: родственники моих таджикских друзей в Москве оказали помощь с размещением, регистрацией, покупкой местной сим-карты и прочим. И ещё угостили прекрасным пловом. То есть друзья в Москве, а их родственники – тут.
– Сообщали, что людей разворачивали в аэропортах, нескольких человек даже вытащили из самолёта после посадки. Не говоря уже о давке и панике. У тебя как прошёл отъезд? Были ли попытки развернуть на границе, может, развернули кого-то из очереди?
– Ну, сам отъезд в этом плане прошёл на удивление спокойно. А вот перед ним пришлось побегать, потому что отъезду предшествовало «закругление» московских дел. Главное было – оставить генеральную доверенность надёжному человеку. Человек такой у меня был, а вот в нотариальной конторе выяснилось, что таких «умных и предусмотрительных» – полно, примерно столько же, сколько на фотографиях из Внуково 21 сентября. Пришлось стучаться в несколько разных контор. В итоге нашёл одну, которая работала и в воскресенье, и просидел там от открытия до довольно позднего вечера.
Примечательно, как вели себя люди в очереди: никаких скандалов, самоорганизация налицо, всегда находился доброволец, который вёл списки (мне тоже немного довелось). Нотариалка обещала работать до 23:45 (это намного позднее официального графика), я же свои дела завершил раньше. Улетал я из аэропорта Жуковский. Нельзя сказать, что там было много народу. Регистрация и посадка прошли в штатном режиме. При мне никого не разворачивали, но вопросы задавали весьма активно.
– И чем интересовались?
– Служил ли, есть ли военник и так далее. Честно ответил, что не служил, военник есть, в военнике категория А (проставили в 27 лет). Спросили про внутренний паспорт. Сказал, что с собой нет. Дальше задали вопрос, обращался ли в военкомат. Признался, что не обращался. Спросили, не приходили ли ко мне из военкомата. Нет, не приходили, при том что живу по месту регистрации. Про цель поездки сказал, что деловая, и что обратно лечу через неделю. Даже тут почти не соврал: у меня действительно был обратный билет – взял для отвода глаз. Оказалось – напрасно, у меня его даже не спросили. Девушка проверила паспорт по компьютеру и пропустила.
– Обстановка какая была в аэропорту?
– Я удивился, но очень спокойная. Но добраться в Жуковский не просто. Дорога туда с пробками, аэроэкспресса нет. В аэропорту бардак с регистрацией, посадкой и работой табло. Совет всем: приезжайте заранее и держите ушки на макушке. В аэропорту мало точек общепита и практически нет общедоступных розеток. Заряжайте гаджеты и всё прочее заранее, берите аккумуляторы. Потом, уже выбравшись, я вспоминал выпуск Ералаша, где мальчик в городском транспорте запасся несколькими билетами и проездным.
Путин против масонов
– Как устроился в Душанбе? Как местные относятся к вновь прибывшим?
– Я в Душанбе почти не задержался – родственники друзей, к которым я поехал, живут в провинции. Устроился в гостинице, которую как раз они сняли. Пока всё устраивает, и думаю в ней ещё какое-то время пожить. Ко вновь прибывшим в моём лице отношение очень тёплое. Причём не только тех, кто меня встречал, но и персонала отеля, и просто прохожих.
– Что в Таджикистане думают о происходящем в России?
– Вот по этому вопросу у меня пока не сложилась ясная картина. Все говорят, что война – это плохо (а таджики о ней знают лучше многих). При этом иногда раздаются и такие слова: у нас полно людей, которые готовы пойти воевать за Россию, если та предоставит своё гражданство (вспомнился французский Иностранный Легион). Как я понял, в этом замешана немалая доля антиамериканизма. Я, впрочем, стараюсь в дискуссии на эту тему не углубляться.
– Политолог Александр Кынев, уехавший в Узбекистан, недавно написал, как его бабушка-уборщица в кафе расспрашивала про обстановку в РФ и предлагала ночлег. Не было подобного?
– С таким не сталкивался, но в моём случае и повода не было: меня встретили в аэропорту. А вот то, что большинство прохожих говорит «Добро пожаловать в Таджикистан» – факт.
– Планируешь остаться там, где находишься, или двинуться куда-то дальше, скажем так, подальше от диктатур?
– Если получится, подальше. Но пока определённых планов на этот счёт нет. Диктатура здесь для меня пока что чувствуется разве что по обилию помпезно оформленных портретов президента. А так – я бы не сказал. Да и не обсуждаю я здесь местную политику. Нынче выпивал с местной «околовластной мафией» (как сами они отрекомендовались). Там в мозгах такой винегрет… И не от необразованности скорее, а от полуобразованности.
– Неужели Первый канал смотрят?
– Нет, там заворот покруче – насчёт масонов и прочего. Ну я, понятно, не обострял.
– Мировой заговор? Кто главный масон? И кто были твои собутыльники, как думаешь?
– Люди вроде как состоятельные, с не очень старыми Мерседесами. Кстати, Мерседесы и их славная история (с номерами кузовов) – тема, которая сблизила. А кто главный масон – не знаю, но Путин якобы ему противостоит.
Изменений к лучшему в России не предвидится
– Что с работой?
– Пока что живу на сбережения, и на что можно рассчитывать в плане работы – не знаю.
– К чему надо быть готовым? Может есть какие-то подводные камни, о которых мы не спросили, потому что не в курсе?
– Готовым, наверное, надо быть ко всему – и всё равно будут сюрпризы. Пока что не заметил подводных камней, но надо принять во внимание, что мне всё же помогли местные жители.
Пожалуй, предупрежу только насчёт дорожного движения: пешеходов пропускать здесь не особо принято, зато и пешеходы переходят дорогу практически где и когда хотят. Осторожно на ночных дорогах, особенно в сельской местности: здесь все поголовно ездят с дальним светом, не переключаясь, дороги не освещены, а по краям тянутся так называемые лотки, которые в темноте могут стать ловушкой для пешего путника.
– Думаешь вернуться?
– Пока об этом не думал. В любом случае, судя по происходящему, изменения к лучшему в России вряд ли предвидятся в ближайшем будущем. Ну и как не вспомнить евангельское: С терновника не собирают смокв (за дословность не ручаюсь).
Исход. Масштабы
По данным различных источников, начиная с 21 сентября Россию покинули от 500 до 700 тысяч человек. Forbes со ссылкой на источники в АП сообщает о 600 тысячах. Есть данные и о миллионе. В любом случае, это значительно превышает объявленные масштабы мобилизации.
Официальная информация отсутствует, есть только разрозненные данные отдельных государств. Например, МВД Казахстана утверждает, что за две недели в страну приехали около 200 тысяч россиян, а выехали – 147 тысяч. Добавим, что не факт, что выехали именно в Россию, и что это были именно только что въехавшие россияне.
Дмитрий Песков заявил, что все сообщения о сотнях тысяч граждан, покинувших Россию, не соответствуют действительности.