Юрист: За допуск к участию детей Кадырова в зону боевых действий грозит до 10 лет тюрьмы

При этом обучать несовершеннолетних основам военной подготовки законодательство РФ не запрещает

Фото: Freepik

Много шума наделало заявление главы Чечни о том, что он готов отправить своих несовершеннолетних детей — 16-летнего Ахмата, 15-летнего Эли и 14-летнего Адама в зону боевых действий СВО на Украине. Одни положительно восприняли намерение чеченского лидера на примере собственной семьи показать отвагу своих сыновей, другие всполошились: ведь дети-то несовершеннолетние. Юрист, партнёр Центра правовых услуг «Регус» Александр Желватых рассказал Sobesednik.com, кому какие сроки и наказания грозят за допуск несовершеннолетних в зону боевых действий.

По словам юриста, в соответствии с законодательством РФ военная служба предусмотрена только для лиц, достигших совершеннолетия. Вместе с тем в УК РФ отсутствует состав преступления «допущение несовершеннолетнего к участию в боевых действиях».

Скорее всего, если какое-либо должностное лицо допустит подобное, то наиболее близким составом преступления в данном случае является п. «д» ч. 3 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий в отношении несовершеннолетнего. За это предусмотрено наказание от 3 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до 3 лет, — рассказал Желватых.

Другое дело, что обучать несовершеннолетних основам военной подготовки никто не запрещает.

Если посмотреть на международное право, то Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года устанавливает, что лица, не достигшие 15 лет, не должны принимать участие в боевых действиях, а Факультативный протокол к Конвенции от 25 мая 2000 года повышает этот возраст до 18 лет. Вместе с тем в некоторых странах существует призыв на военную службу с 17 лет, например, в Израиле и на Кубе, сказал юрист.

Также в соответствии с пунктом 2 (а) (XXVI) статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях являются военным преступлением.

«Вместе с тем, стоит отметить, что Россия, хоть и подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, но не ратифицировала его, а 16 ноября 2016 года отказалась в нём участвовать из-за несогласия с отчётом прокурора офиса МУС об оценке вхождения Крыма в состав России», — отметил эксперт.

Поделиться статьей