Тату – художества, за которые не берут в армию

На каком основании рэпер Тимати освобождён от воинской службы, «Собеседник» выясняет у юристов

Тимати
Фото: Соцсети

Рэпер Тимати оказался негоден к службе в армии

Рэпер Тимур Юнусов, известный под сценическим псевдонимом Тимати, на днях заявлял, что находится у себя в Москве и готов к мобилизации. 

«Долг Родине отдать придётся рано или поздно всем, кто столько лет жил, развивался и получал [деньги] здесь. Ещё раз: если будет нужна моя учётная специальность, то готов», 

– писал Тимати.

Такое обращение в запрещённом в России Инстаграме музыкант сопроводил своим портретом в чёрной кофте с длинными рукавами. Хейтеры отреагировали на этот вызов и тут же предложили его мобилизовать.

И вот три дня спустя рэпер публикует себя без одежды. Риторика изменилась. Выяснилось, что он оказался негодным для службы в армии. Такой вердикт был вынесен певцу из-за переизбытка татуировок на его теле. Музыканту, как и обычным призывникам, пришлось пройти медкомиссию и побывать на приёме у психиатра, который из-за обилия рисунков освободил Тимура Юнусова от службы в армии.

Правда ли, что если большая часть тела человека татуирована, в особенности на открытых его частях, то призывник считается психически не совсем вменяемым и становится не пригодным для службы? Этот вопрос «Собеседник» задал специалистам.

Рэпер Тимати
Ещё 27 сентября одетый Тимати был готов к мобилизации

«Палка о двух концах»

Адвокат Виолетта Волкова, отметила, что эта ситуация – палка о двух концах, напомнив, что за подделку медицинских документов у нас есть уголовная ответственность, тем более когда они определяют права или освобождают от каких-либо обязанностей.

– Здесь [в случае с Тимати] учитывая, что имеется ввиду военная служба, подделка таких медицинских документов влечёт самостоятельную ответственность как для этого человека, так и для врачей, которые вынесли такой диагноз, – заявила «Собеседнику» адвокат. – Мы не можем утверждать, что здесь есть какая-то подделка, потому что мы не видели и не знаем, каким образом происходило освидетельствование.

Если человек стоит на учёте у психиатра – соответственно, это одно, и психиатр должен дать заключение, может, у него там отягощённые диагнозы, – мы же не видим, у нас же тайна медицинская. На сцене он стоять может, владеть бизнесом он при этом может – а кто ему запретит? При этом служить в армии он, например, не может потому что есть отягощённый психиатрический диагноз. А мы в принципе о нём ничего не знаем и знать не должны из-за медицинской тайны, которая хранится в соответствии с законом. Поэтому в данном случае, что и как у него есть, знают только врачи.

Требования проводить проверку, по мнению Волковой выглядит ненормально. 

– Ну, извините, так бывает иногда, человек выглядит как нормальный, а реально у него действительно психиатрический диагноз. Поэтому сделать вывод может только комиссия и то, только если будет чьё-то соответствующее заявление о возбуждении уголовного дела в виду уклонения и проведения проверки.

Но не каждый такое заявление может написать и подать, потому что это должно быть заинтересованное лицо. Например, представитель госорганов. Если прокурор заинтересуется и соответственно внесёт соответствующее представление, либо иное должностное лицо напишет рапорт, которому дадут ход и тогда начнут проверку – это одно дело. А если это напишет условный какой-нибудь Иван Иванович Иванов и скажет, мол, я увидел тут в сети информацию, никто проверять не будет, потому что это лицо не имеет права в принципе требовать возбуждения уголовных дел по таким основаниям.

У человека появилась информация, что у него есть диагноз, который освобождает его от военной службы. Ну, есть диагноз и есть – это не наше дело, мы не можем лезть в учётные медицинские документы.

Это категория «Д»

– В законодательстве нет прямого указания не призывать на военную службу лиц, имеющих татуировки, – сообщил «Собеседнику» адвокат Московской коллегии адвокатов «Рубикон» Дмитрий Романов. – Однако в постановлении правительства о расписании болезней положения о военно-врачебной экспертизе*, резко выраженные расстройства личности, со склонностью к повторным длительным декомпенсациям или патологическим реакциям относятся к психическим расстройствам и соответствуют категории «Д» годности к военной службе (не годен).

Так как татуировки покрывают практически все тело призывника, при медицинском обследовании врачи могли сделать выводы о том, что татуировки (например, их агрессивное содержание) являются следствием психических расстройств и на этом основании определить категорию «Д» годности к военной службе, – уточняет Романов.

По его мнению каждый случай рассматривается индивидуально на предмет наличия связи между татуировками человека и его психическим состоянием на военно-врачебной комиссии. Поэтому один лишь факт наличия татуировки не говорит о негодности человека к военной службе.

Более того, адвокаты уверены, что после истории с Тимати теперь каждый подобный случай с татуировками будет контролировать прокуратура. И хотя никаких официальных приказов по этому поводу скорее всего не будет, это обязательно скажется на качестве психиатрической помощи, которую оказывают в России.

– Вероятно, врачи будут опасаться давать категории В и Д, даже если люди действительно имеют на них право. Поэтому сейчас получить их будет значительно сложнее, чем до объявления мобилизации, – заключил Дмитрий Романов.

Юристы просят учесть, что военно-призывная комиссия имеет право отправить гражданина с татуировкой на дополнительные анализы.

*Постановление Правительства № 565 от 04.07.2013, статья 18 (Приложение №1)

Поделиться статьей