НедоГейтс. Потанин оставит своих детей без состояния?
Почему попытка завещать миллиарды на благотворительность в России никогда не будет воспринята всерьёз
Чем отличаются российские миллиардеры от американских? Как правило тем, что любят кичиться своими деньгами. Привычка, зарождённая в 90-е годы прошлого столетия, когда доказательством сытости олигарха были не только лоснящиеся на солнце щёки, но и классическая атрибутика в виде шестисотого мерседеса и свиты полураздетых бодигардов в купальниках. Шикарные яхты, лучшие вечеринки и ванные с шампанским. Нужно было всем доказать и показать, сколько денег можно спустить просто для удовлетворения собственного эго.
На Западе подобное тоже имело место, но больше среди студенческих вечеринок. Основной принцип американского миллиардера – скромность. Достаточно вспомнить неменявшуюся водолазку и кроссовки Стива Джобса, простую майку Марка Цукерберга, а Ингвар Кампрад всю жизнь ездил на стареньком Volvo и не стеснялся общественного транспорта. Нет, были и исключения, и дикий кутёж и наркотический угар от переизбытка денег хорошо показан в том же фильме «Волк с Уолл-стрит».
Общее стремление действительно богатых людей в США и Европе было передать своё состояние на благотворительность (борьбу с бедностью и климатическими изменениями, здравоохранение, науку, образование). По состоянию на 2021 год Уоррен Баффет передал на эти цели свыше $42 млрд, Билл и Мелинда Гейтс – почти $30 млрд, Джордж Сорос – около $17 млрд, Майкл Блумберг – более $11 млрд. При этом практически все они не раз говорили, что все их активы в будущем будут распределены между нуждающимся в помощи людьми. И в этом списке нет ни членов их семей, ни любовниц или любовников.
И вот теперь глава компании «Интеррос» Владимир Потанин тоже устал быть в тени своих иностранных коллег. Миллиардер передаёт часть своего состояния на благотворительность. А конкретно – до 50% акций Росбанка будет направлено в Благотворительный фонд Потанина, который, кстати, долгожитель. Он был учреждён ещё в 1999 году, и, по оценкам Forbes, с 2010 года через него было потрачено около 6,5 млрд рублей на поддержку культуры и образования.
А сколько потенциально Потанин мог бы передать на благотворительность? «Интеррос» и Societe Generale в мае завершили сделку по продаже доли французской банковской группы в Росбанке и страховом бизнесе. О деталях и стоимости сделки не сообщалось, но источники оценивали её в 40 млрд рублей.
Казалось бы, намерение Потанина – это хороший пример, а главное, – сигнал для коллег-олигархов. В текущих непростых реалиях пора уже делиться средствами, благо вывод в оффшоры, по сути, для России был отключён. Но не забываем, как и на каких условиях было куплено у Олега Тинькова его детище Тинькофф Банк тем же Потаниным и понимаем, что бизнес из 90-х никуда и не уходил. Всё же, чтобы удерживать вторую строчку в рейтинге богатейших бизнесменов по версии Forbes с состоянием более $17 млрд, можно вспомнить и о старых методах, не утративших значимости.
В России образ меценатов и филантропов давно канул в лету. И подобные потанинские примеры, будь они хоть 100 раз направленные на благо общества, именно этим обществом и воспримутся как очередная потеха, правда уже масштабированная из шумных вечеринок в нечто серьёзное. Да и спойлер сам собой напрашивается: Потанин под санкции попал как раз за покупку Росбанка. И чтобы уйти от них, нужно сделать всё красиво.