Неизвестная история. Почерк империи
Очень точное название выставки, которая проходит в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В представленных документах отчётливо просматривается почерк Петра I - одного из самых мощных реформаторов России
В юбилейный год – 350 лет со дня рождения Петра I – в Омске, городе, который был основан экспедицией Ивана Бухгольца, отправленной Петром для освоения Сибири, впервые широкому зрителю представлены редкие документы из Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН.
Экспонируемые раритеты не только помогают восполнить пробелы в биографиях «птенцов гнезда Петрова», но и дополняют образ той эпохи, которая ещё – и бюрократия, и делопроизводство, ставшие важным инструментом функционирования империи, созданной Петром…
- Почему царские указы самодержцы не подписывали лично?
- Почему правитель страны мог даровать подданным графские и баронские титулы только после аналогичного решения императора Священной Римской империи германской нации?
- Как Россия сама стала империей и почему это вызвало негодование западных правителей?
- Какими были первые загранпаспорта россиян?
Рассказывает заведующая Архивом СПбИИ РАН кандидат исторических наук Татьяна Базарова.
15 росчерков эпохи
– Выставка небольшая, всего 15 документов. Почему именно эти?
– Тематически раритеты из 8 коллекций института, содержащих документы Петровской эпохи, отбирались, исходя из концепции выставки: эволюция государственного делопроизводства при Петре I (реализована в рамках проекта «История письма европейской цивилизации», получившего поддержку Минобрнауки).
Каждый – раритет. Например, патент на чин морского лейтенанта, который был выдан Борису Лебядникову. Он был подписан Петром I в декабре 1714-го и до сих пор считается самым ранним из всех известных печатных документов на чины, которые выдавались в Петровскую эпоху.
Традиция печатания бланков для патентов, появляется именно в это время, после Гангутской баталии во время Северной войны (первая морская битва, в которой молодой российский флот одержал полную победу).
– Раз документ печатный, а не рукописный, видимо, это знак, что чинов в это время предоставляется много, то есть явление стало массовым?
– Такую же тенденцию можно проследить и на примере трансформации проездных грамот – прародительниц нынешних загранпаспортов. Поначалу списки детей знатных семейств (стольников), которых посылали за границу на обучение, утверждал сам Пётр Первый. Каждому выдавалась огромного размера проезжая грамота (примерно формата А2 – Ред.).
Она состояла из двух больших листов. На первом подробнейшим образом описывалось: кто, зачем и куда едет. На втором – текст первого листа, переведённый на итальянский или латынь (в то время – языки международного общения). Листы скреплены специальной бумажной лентой, заверены прикладной государственной печатью.
Позже многие знатные люди уже сами стали посылать детей учиться за границу, да и служители разных приказов обращались к государю с такой просьбой: это давало возможность построить блестящую карьеру. Обучались уже не только военному морскому делу, но и медицине, философии, другим наукам… Очень ценилось знание иностранных языков, поскольку развивались международные отношения.
Кстати, из первой группы стольников, которые были посланы на учёбу в Италию в 1697-м, никто так и не стал знаменитым флотоводцем или кораблестроителем, зато страна получила блестящих дипломатов и администраторов.
По мере увеличения количества посылаемых за границу учеников стали появляться и типографские бланки проезжих грамот (пасов, или паспортов), где шрифтом уже нового, утверждённого реформой Петра I алфавита, печатался основной текст, а для того, чтобы вписать куда и кто ехал, оставляли пустые строчки. А вот «зачем» было у всех одинаковым и потому напечатанным: «для наук».
– Изменились и размеры. Им еще далеко до современных книжечек загранпаспортов, но это уже, можно сказать, они?
– Да. Печатались пасы на голландской бумаге – такой же, на которой и раньше писались почти все документы. Попытки наладить производство собственной бумаги в России предпринимались и до Петра Первого, и им самим, но были неудачными: бумага выходила грубая, серая и сильно уступала европейским аналогам…
Для официальных документов использовать её было невозможно.
Негоже царю ставить свой росчерк…
– Получается, на 15 документах представлен целый пласт российской истории. А правда ли, что Пётр Первый был первым российским государем, кто стал лично подписывать документы, которые шли от его имени?
– Да. До него считалось, что не подобает имя царя ставить после имени того, кому этот документ предназначался.
Все важные государственные правовые документы, которые по воле царя давали какие-то привилегии лицу или организации, – жалованные грамоты, патенты, дипломы и т.д. – начинались с царского (а потом и с императорского) титула. Первые слова на всех документах всегда одно и то же: «Божией милостию...» Подчёркивалось, что светская власть идёт от Бога.
Это, кстати, не только наша традиция: в Западной Европе государи тоже начинали свои титулы с аналогичных фраз.
– Как же доказывалась подлинность документа?
– Государственными печатями, которые были разных размеров: большая, средняя и малая – это зависело от статуса документа. Большая, как правило, ставилась на бумаги, имевшие отношение к межгосударственным отношениям. На представленных нами документах в основном малые печати, есть средняя. Есть и царские, и императорские.
– Последняя и впрямь удивляет размерами и толщиной. Особенно поразило, что она находилась в специальной металлической коробке (ковчеге). А почему Пётр сломал традицию и стал расписываться на указах?
– Это, безусловно, связано с влиянием западноевропейских традиций (европейские монархи не считали зазорным лично подписывать документы), активным включением России в систему международных отношений, а также превращением её в империю.
Как становятся императором
– А как страны превращаются в империи?
– Постепенно. Вот одна из первых грамот, подписанных Петром, – манифест к малороссийскому народу об измене гетмана Мазепы, о том, что он перешёл на сторону шведов. И подпись: царь Пётр. Таких грамот (кстати, выполненных от руки) было несколько. Они должны были зачитываться перед народом, объяснять позицию Петра, показать негативные последствия измены Мазепы…
Дальше. Считается, что светлейшие князья, графы и первый барон появились в России как раз в Петровскую эпоху. Речь не о наследных князьях, Рюриковичах, а именно о дарованных государем титулах, которые получали сподвижники Петра.
Титулы эти они получали от императора Священной Римской империи – никто другой в Европе не имел права даровать их.
– Пётр разрушил и эту традицию?
– Да. После победы в Полтавской битве он перестал оглядываться на Запад и ему уже неважно, что скажет император. Так, он дал титул графа Апраксину и Зотову, и Мусину-Пушкину и другим.
Кстати, именно после Полтавской победы имперская атрибутика начинает проявляться очень явно: вводятся должности канцлера и вице-канцлера (они существовали только в империях), на разного рода официальных документах изображается имперская корона. И пусть эти документы пока не предназначались для внешнего использования, но внутри государства они уже есть.
– Неужели лишь наличием должностей и правом присуждать титулы империя отличается от просто страны? И как это произошло? Вчера Пётр был царём, а утром оповестил мир: мол, теперь я император?
– В общем-то, это внутреннее дело России. Известно, что этот титул преподнёс Петру Первому Правительствующий Сенат после завершения Северной войны и подписания Ништадтского мира. Сенат имел на это право, и 2 ноября (по новому стилю) 1721-го Россия стала империей.
Другое дело, что европейские государства признали ее таковой далеко не сразу, все это тянулось десятилетия.
– Почему?
– Империя – это совсем другой статус страны, другое первенство государей и т. д.
Союзная Петру Пруссия, кто-то из глав маленьких государств признали Россию империей практически сразу.
Но в целом это был фурор. Многие страны Европы считали: такое невозможно. Дело в том, что империй было всего две (в Великобритании этот процесс ещё только начинался): Священная Римская империя германской нации и всё ещё могущественная Османская империя.
А в 1721-м в этот мощный ряд вдруг ворвалась Россия…
«Петровский маршрут» в Омске
– Такая выставка в Омске проходит впервые и стала кульминацией юбилейных событий, приуроченных к 350-летию Петра I, – рассказала Ирина СИМОНОВА, зам. директора по научной деятельности Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. – Первым стало открытие в апреле экспозиции «Польза, честь и слава. наградное дело и изобразительное искусство», один из разделов которой посвящён Петру I как учредителю первых в России орденов.
21 мая, в Ночь музеев, мы открыли выставку «Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля… Пётр Великий. К 350-летию со дня рождения».
«Почерк империи», открытая 9 июня, в день рождения императора, стала логичным продолжением этих проектов, завершающим «Петровский маршрут» по залам нашего музея.
Выставка продлится до 1 сентября.