Почему рекорды снайпера Людмилы Павличенко вызывают у историков сомнения

Писали, что она убила 309 вражеских солдат, на Западе её называли Леди Смерть, от неё в восторге была жена президента США Элеонора Рузвельт

Фото: Википедия

Генпрокурор США Роберт Джексон, Элеонора Рузвельт и Людмила Павличенко в ходе выступления в Вашингтоне. Сентябрь 1942 г.

Война и ложь, она же пропаганда, идут рядом. Снайпер Людмила Павличенко в начале 1940-х годов была героиней СМИ. Между тем…

Меткая шлифовальщица Люда

Людмила Павличенко – героиня войны, в некоторой степени мифологизированная советской пропагандой. Понять, где о ней ложь, а где правда или полуправда, бывает трудно. Про снайпершу, например, говорили, что она заговорённая от смерти и что у неё особое строение глазного яблока... В XXI веке историки задают и другой вопрос: действительно ли Павличенко убила 309 фрицев за 11 месяцев пребывания на фронте?

Людмила родилась в городке Белая Церковь Киевской области в 1916-м. Отец был сотрудником НКВД, мама – преподавателем иностранных языков. Когда Люде было 15 лет, семья переехала в Киев. Этот факт её биографии долго замалчивался: она родила сына Ростислава от Алексея Павличенко, брак с ним быстро распался, и её родители предпочли скрыться в большом городе от пересудов.

В Киеве Людмила пошла работать на завод «Арсенал» шлифовальщицей и записалась в стрелковый клуб. Её первым оружием стала однозарядная мелкокалиберная спортивная винтовка ТОЗ-8. «Мы упражнялись в тире, поражая мишени из положения стоя, лежа, с упора, с колена с применением ремня, пропущенного под левую руку», – писала Павличенко в книге воспоминаний.

Она была лучшей, получила значок Ворошиловского стрелка и свидетельство об окончании снайперской школы Осоавиахима. На четвёртом курсе Киевского университета, где она училась на историка, ей предложили должность научного сотрудника в Одесской публичной библиотеке. Люда согласилась, думала, уезжает на год, оказалось – на три.

В боях за Одессу и Севастополь

В июне 1941-го, когда началась война, Павличенко пришла в военкомат и попросила отправить её на фронт снайпером. К девушке отнеслись скептически, предложили стать санитаркой, но в итоге согласились и она оказались в 25-й Чапаевской дивизии. Поначалу рыла окопы: своей винтовки у неё не было. Её дебют как снайпера состоялся 8 августа. Из «снайперки» она убила двух румынских солдат, потратив 7 пуль. У Леди Смерть, как позже её окрестила западная пресса, сформировался свой стиль – она убивала в переносицу или в висок.

Фото: Википедия

В октябре 1941-го, когда немцы и румыны захватили Одессу, её подразделение перебросили на защиту Севастополя. В июне 1942-го Павличенко получила ранение и её эвакуировали из Севастополя на подводной лодке. В строй она больше не вернулась, ей нашли другое применение.

Однако именно севастопольские события принесли Людмиле славу. Первая заметка о ней – «Стреляй, как Павличенко!» – появилась в газете «Комсомольская правда». Там рассказывалось о подвиге девушки, убившей 309 солдат. После падения Севастополя нужно было подбодрить советских людей, найти пример героизма, и молодая красивая девушка на эту роль подходила как никто другой.

Павличенко в культуре

Певец из США Вуди Гатри написал после её турне песню «Мисс Павличенко».
В СССР вышли две марки с портретом снайпера.
В 2015-м был снят российско-украинский фильм «Битва за Севастополь» с Юлией Пересильд в главной роли.

Подружилась с Элеонорой Рузвельт

В августе 1942-го Павличенко и ещё одного снайпера – Владимира Пчелинцева направили в США в составе официальной делегации комсомола на Международную студенческую ассамблею. Истинная цель поездки была убедить капиталистов открыть второй фронт против Германии. Открытая, обаятельная, колкая – молодая Павличенко в военной форме была идеальным выбором.

Западная пресса естественно окружила Леди Смерть вниманием. Правда, репортёры задавали ей неприятные вопросы – например какое бельё она носит под формой... Но Павличенко не тушевалась.

Во время поездки в США в Чикаго Павличенко бросила, словно гранату, фразу: «Мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Пропагандистская миссия была выполнена.

В Вашингтоне Людмилу приняла жена президента Элеонора Рузвельт. Американка была очарована снайпершей, и в 1957-м, уже когда висел железный занавес, женщины встретились снова.

Вспоминала мёртвые руки

После войны Павличенко доучилась в университете и стала научным сотрудником штаба ВМФ СССР, работала активисткой Советского комитета ветеранов войны. Она не стала инструктором стрелкового дела, как многие известные снайперы, не воспитала других стрелков и выдающих успехов не показывала.

На войне Павличенко потеряла мужа Алексея Киценко, которого встретила на фронте. На её глазах ему осколком оторвало руку, он умер у неё на руках. Говорили, что после войны Людмила много курила и пила. Любовь Виноградова в книге «Ангелы мщения» пишет: «Приходя в гости к подруге, Людмила Михайловна иногда рассказывала её сыну-школьнику истории о войне, в том числе одну, неизменно его ужасавшую. Устраивая себе позицию, где она могла бы хорошо замаскироваться, снайпер Павличенко иногда ползала по полю боя и стаскивала в кучу трупы, затем устраивалась за ними. Иногда чья-то мёртвая рука сползала ей на лицо, и Павличенко поправляла её». Публично говорить о посттравматическом расстройстве участников войны в те времена было не принято. Умерла Павличенко в 58 лет от инсульта.

Несостыковки

Некоторые российские историки сомневаются, что Павличенко убила 309 вражеских солдат. Так, историк Олег Каминский нашёл несколько нестыковок в официальной биографии снайпера. Например, Павличенко, рассказывая в мемуарах про бои за Одессу, называет другой район, не тот, в котором, согласно документам, воевал её полк. Но такое могло быть, особенная путаница в бумагах была в начале войны. Или вот Павличенко пишет, что она командовала взводом. Каминский опровергает: она закончила карьеру старшим сержантом и могла командовать только отделением, да и снайперских взводов в начале войны ещё не было. И это могло случиться в мясорубке первых месяцев войны.

Но вот главный аргумент историка – награды Павличенко. Застрелившая, по её словам, 187 фашистов в боях под Одессой, Павличенко не была за это награждена, хотя в то время награждали и поваров, и писарей, и много кого. Снайперам же за 20 убитых давали орден, за 75 – звание Героя Советского Союза. Павличенко не дали ничего. За оборону Севастополя она получила всего лишь медаль «За боевые заслуги». Звание Героя Советского Союза ей дали после возвращения из-за границы после турне.

И ещё одна любопытная деталь: Павличенко в США просили показать своё искусство в стрельбе, но она упорно отказывалась. Скорее всего боялась промазать, хотя, может, просто не хотела брать в руки оружие?

Поделиться статьей