Миллиардерша и клерк: История брака греческой богачки и советского служащего

До сих пор нет ответа на вопрос, что это было: большая любовь, спецоперация КГБ, брак по расчёту или все вместе

Фото: Википедия

Кристина Онассис и Сергей Каузов на церемонии бракосочетания

1 августа 1978 года к Грибоедовскому ЗАГСу понабежали иностранные журналисты – не протолкнуться. Наследница огромного частного флота, миллиардерша из Греции Кристина Онассис выходила замуж за советского служащего Сергея Каузова.

Невысокий, с лысиной и стеклянным глазом

Наверное, если бы 37-летний Сергей Каузов – он был старше невесты на 10 лет – выглядел мачо и красавцем, вопросов у историков было бы меньше. Но Каузов был роста невысокого (165 сантиметров), с лысиной, железными зубами, со стеклянным глазом – настоящий он потерял в детстве в драке – и на роль мужчины мечты никак не тянул. К тому же незадолго до бракосочетания жених развёлся с женой, с которой воспитывал общую 9-летнюю дочь.

Сергей Каузов происходил из интеллигентной семьи, его мать была режиссёром на «Мосфильме», сам он владел двумя иностранными языками и работал начальником отдела нефтеперевозок «Совфрахта», который был тогда монополистом в фрахтовании судов (нанимал корабли под груз). По советским меркам работа весьма приличная, престижная, но не для «морской королевы» Кристины Онассис.

В 1976 году Кристина, единственная наследница греческого миллиардера Аристотеля Онассиса, занималась перевозкой зерна из Канады в СССР и вела деловые переговоры через Каузова не только по телефону, но и на личных встречах. Девушка, которая из-за своего материального положения никогда не была обделена вниманием мужчин и дважды побывала в браке, вдруг обратила внимание на клерка Каузова. Ни жена, ни ребёнок, ни глазной протез греческую богачку не смутили.

Онассис и Кеннеди

Аристотель Онассис был очень богатым человеком и покупал любовь самых красивых женщин. Среди его любовниц была известная певица Мария Каллас, но женился он во второй раз на бывшей супруге президента США Жаклин Кеннеди.

С женой Каузова развели за полчаса. Кристина обязалась до 18-летия его дочери выплачивать ежемесячное пособие – как-никак она увела отца-кормильца из семьи. 1 августа 1978 года Кристину, одетую в розовое платье в цветочек – это свадьба была для неё не первой, как и для жениха, – расписали с Каузовым в ЗАГСе №1. Говорят, он хотела провести бракосочетание на частном острове Онассисов Скорпионс, недалеко от западного побережья Греции, но советские власти решили по-другому.

С милым рай в СССР

Жить супругам тоже пришлось в Москве, им выделили две квартиры в Доме писателей в Безбожном (сейчас Протопоповский) переулке. Для этого две квартиры на этаже объединили в четырёхкомнатную. Не обошлось без жертв.

– Мы только заселились в свою двухкомнатную квартиру, у меня все документы были на руках, а нас из неё выселили, импортный кухонный гарнитур выбросили из окна, а нашу квартиру отдали Онассис, она там жила несколько лет, – вспоминает писатель Валентин Сорокин. – Через несколько месяцев нам дали квартиру в другом месте.

Но квартира в писательском доме не стала для пары счастливым семейным гнёздышком. Спустя год и 4 месяца супруги развелись. Каузов получил свои «отступные» – два танкера и апартаменты в Лондоне. Говорят, в браке с Онассис он активно подключился к семейному бизнесу и стал выводить из компании средства на счета зарубежных банков. Его поведение и могло стать причиной распада странного брака, этакого коммунистическо-капиталистического мезальянса.

Высоцкий спел о браке Каузова

«Ведь воспитали мы, без ложной скромности,/Наследника Онассиса у нас» – это слова Владимира Высоцкого, рупора эпохи, из его песни «Лекция о международном положении». «Наследник Онассиса» – это и есть Сергей Каузов, женившийся на дочери миллиардера Аристотеля Онассиса.

Кристина Онассис, мечтавшая о наследнике, так и не стала матерью ребёнка Каузова. После развода с ним она вышла замуж за французского богача и родила дочь, но когда девочке было 4 года, Кристина умерла в возрасте 38 лет – то ли от болезни сердца, то ли от передозировки наркотиков.

Сергей Каузов жил в Швейцарии и Штатах, вёл бизнес. Он женился на англичанке, которая родила ему дочь, но довольно быстро развёлся. Сейчас ему 80 лет, и он богатый респектабельный бизнесмен, который не даёт интервью и не любит светиться. Каузов никогда не комментировал свои отношения с Кристиной Онассис, и можно только предполагать, что на самом деле стояло за красивой историей любви невзрачного русского и богатой гречанки.

Спецоперация «Олимпия»

Было бы странно думать, что советские руководители, включая самого Леонида Брежнева, и сотрудники КГБ были не в курсе этого брака. Наверняка они знали и одобряли и с большой долей вероятности даже способствовали ему. Вопрос в том, в какой мере: дали своё добро, оценив преимущества этого брака для страны, или спровоцировали ситуацию, свели Каузова и Онассис.

Есть мнение, что брак капиталистки и советского клерка был спецоперацией КГБ «Олимпия». Многие факты в пользу этой версии. Каузов и Онассис познакомились в 1976 году, она уехала в Париж, вслед за ней Каузова послали в командировку в этот город вместе с женой и дочерью. Вряд ли такое могло быть совпадением.

Заставить Каузова плясать под дудку КГБ было проще простого. В этот период времени вскрылись валютные махинации в Министерстве морского флота СССР, Каузов был среди подозреваемых и мог оказаться на скамье подсудимых. С «валютчиками» тогда не церемонились.

Историк спецслужб Геннадий Соколов полагает, что никакой любви между супругами не было, это был брак по расчёту с обеих сторон. До сих пор говорят о проклятии семьи Онассис. В 2004 году в России вышел документальный фильм «Проклятие клана Онассисов». В течение нескольких лет умерли отец Кристины Аристотель Онассис, её брат и мать. У мистики есть реальное объяснение: бизнес Онассиса был лакомым куском, и трагедии могли быть подстроены.

По версии историка Соколова, Кристина, спасаясь от судьбы, которая постигла её родственников, вышла замуж за Каузова и перешла под защиту СССР. А когда он стал ей не нужен или опостылел как мужчина, развелась с ним и нашла другого, а он и не думал возвращаться на родину в коммунизм.

«Сергей научился жить за границей, как царь, – писал шведский судовой маклер Арне Ларссон. – Русские всегда выбирают лучшее: меня поражало, что ему известны названия коньяков и сигар, которые я никогда бы не смог себе позволить».

К хорошему быстрому привыкаешь.

Теги: #История

Рубрика: Общество

Поделиться статьей