Россия может полностью отказаться от одноразовых шприцев
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов – о том, как защитить россиян от гепатита и ВИЧ
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Это не просто слова, а цитата из Конституции Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны, забота о здоровье граждан является важнейшей задачей государства. И дело здесь не только в пропаганде здорового образа жизни, но и в снижении вреда для здоровья людей. Отчасти работа в этом направлении давно ведётся. Взять хотя бы историю с курением: рост цен на сигареты и масштабная антитабачная кампания серьёзно снизили число курильщиков в России. Но мало кто догадывается, что подхватить серьёзное заболевание можно, просто сходив в поликлинику.
Что случилось?
Вирус иммунодефицита человека и гепатиты В и С остаются одними из самых опасных и распространённых в России инфекций. По данным Роспотребнадзора, в нашей стране ВИЧ заболевают в 10 раз чаще, чем в Евросоюзе. С этим вирусом в России живёт уже более 1,1 млн человек – это всё население Омска. В свою очередь главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ Владимир Чуланов полагает, что порядка 5,7 млн человек в России могут быть инфицированы вирусом гепатита С. А заболеваемость гепатитом В составляет 0,6 случая на 100 тысяч населения. Порядка 27 тыс. человек в России ежегодно умирают от болезней, связанных с хроническими вирусными гепатитами B и С. Одним из способов передачи этого заболевания являются одноразовые шприцы, уверен автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.
Он ссылается на данные UNAIDS, согласно которым самый большой риск заражения ВИЧ-инфекцией наблюдается среди употребляющих наркотики инъекционным путём. В России по той же причине только в первом полугодии 2021 года зафиксировано 28,9% новых заражений ВИЧ.
«Использование одноразовых шприцев среди населения и в медицинских учреждениях создаёт огромную угрозу для здравоохранения», – считает Давыдов.
В 2007 году в штате Невада (США) произошла вспышка гепатита С. Впоследствии выяснилось, что её причиной стали действия врача, который сделал инъекцию обезболивающего пациенту с гепатитом С. Затем этот шприц был использован для забора других доз из той же ампулы, и её содержимое было инфицировано.
В 2015 году Всемирная организация здравоохранения выявила четыре основных проблемы, угрожающие здоровью населения. Это:
- Повторное использование приспособлений для инъекций;
- Случайные травмы медицинского персонала иглами во время проведения процедур;
- Небрежная утилизация использованных шприцев;
- Переизбыток назначения инъекционных препаратов в медицине.
Для решения первых трёх проблем было предложено использовать современные технологии, а именно – так называемые «саморазрушающиеся» (или «умные») шприцы.
Что ещё за «умные» шприцы?
ВОЗ настоятельно рекомендует странам до 2020 года перейти на использование исключительно «умных» шприцев. «Внедрение безопасных шприцев имеет очень важное значение для защиты людей во всем мире от инфицирования ВИЧ, гепатитом и другими болезнями. Это должно стать основным приоритетом для всех стран», – говорил доктор Готфрид Хирншалл, директор Департамента ВОЗ по ВИЧ/СПИД.
Как же работают эти шприцы? Основное их отличие от обычных – в наличие приспособлений, которые не позволяют использовать их повторно. После введения лекарства игла втягивается в колбу, а поршень ломается. Во втором случае игла автоматически закрывается футляром или колпачком. Всё это помогает избежать случайного контакта с человеком, а значит – его заражения.
«Умные» инъекционные компоненты уже испытаны на животных. Учёные убедились, что игла попадает в нужный участок максимально точно.
И в чем плюс этой идеи?
Саморазрушающиеся шприцы впервые начали использовать ещё в 90-х годах прошлого века. И технологии не стоят на месте. По инициативе ВОЗ усилиями международных организаций разработаны мировые стандарты качества (ISO) по изготовлению шприцев с защитой от повторного использования (в 2006 году) и с защитой от травм иглой (в 2012-м).
В 2015 году «умные» шприцы стоили в два раза дороже обычных, но ВОЗ предупредила, что затраты на минимизацию последствий опасных инъекций будут стремительно расти, если не применять защитные механизмы. Ожидается, что цена «умных» шприцев будет снижаться по мере возрастания спроса. И эксперты уже прогнозируют стремительный рост этого рынка: с $16,9 млрд в 2020 году до $27,9 млрд в 2025-м.
История «умных» шприцев уже успешно опробована в других странах. К примеру, ещё в 2001 году власти США приняли закон, который обязал все медицинские учреждения регулярно внедрять более безопасные и коммерчески эффективные устройства для инъекций. Так в Америке началось массовое применение безопасных шприцев. Аналогичный акт был принят Евросоюзом в 2010 году.
Есть и пример из развивающихся стран, следующих рекомендациям ВОЗ. С января 2022 года правительство Пакистана в качестве меры по борьбе с распространением ВИЧ ввело полный запрет на продажу обычных шприцев на территории страны. Чтобы стимулировать местных производителей переключиться на изготовления шприцев нового поколения, власти отменили налог с продаж и экспортные пошлины на этот вид продукции.
У России есть шанс тоже продвинуться в том направлении. В 2019 году был создан проект по строительству первого в стране завода по изготовлению безопасных шприцев. Однако запуск производства до сих пор не состоялся.
Автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает запретить использование обычных одноразовых шприцев в медучреждениях через 2 года после вступления в силу соответствующего закона, а их продажу – через 3 года.
– В результате внедрения данного предложения в России: существенно сократится число заражений инфекциями, передаваемыми через кровь; снизится уровень уязвимости медперсонала, что окажет положительное влияние на развитие медицины в целом; получит развитие новое импортозамещающее направление медицинской промышленности с созданием рабочих мест и привлечением капитала, – уверен Дмитрий Давыдов.
Но самым главным результатом станет сохранение жизни и здоровья тысяч россиян.
Без помощи государства решение этого вопроса невозможно. Автор проекта «20 идей для развития России» надеется, что законодательные власти поддержат данную инициативу, как и другие его идеи.