Минсельхоз вдруг озаботился продвижением иван-чая
Скоро эту культуру обещают включить в перечень сельхозпродукции, дав её производителям все доступные растениеводам меры господдержки
Каждый день в мире выпивается 3 миллиарда чашек чая. Оно и понятно: чай не пьёшь – откуда сила? В основном балуются, конечно, китайским чайком или индийским с кенийским. Есть и такие, кто не прочь продегустировать вьетнамский или аргентинский.
«Русский чай» тоже есть в этом списке. Но до недавнего времени так называли во многих странах обыкновенный чай с лимоном. Как «английский» – с молоком. Однако сейчас «русским чаем», похоже, будут величать травяной настой из кипрея узколистного, больше известного как иван-чай.
Всё началось с недавнего форума «Сильные идеи для нового времени», на котором председатель Союза производителей иван-чая Александр Хлынов поинтересовался у Путина, как тот относится к этому растению. Заодно он поделился планами «в хорошем смысле напоить» людей в России качественным напитком «без кофеина».
– Это наверняка полезнее, чем какая-нибудь кока-кола... – согласился Путин. И добавил: – Посмотрю, как Минсельхоз вашу идею реализует.
После этого в разных СМИ началась «чайная» вакханалия. Со всех сторон посыпались заявления о «настоящем русском чае из иван-чая», «грозном конкуренте» китайского и индийского напитков.
– Упоминаемый чай, который раньше называли «копорским», конечно, суррогат, каким он и был в царской России с начала 19 века, – рассказал «Собеседнику» известный российский чайный эксперт, владелец московского клуба «Чайная высота» Виктор Енин. – Но при этом у него есть свои поклонники, к которым я, конечно, не отношусь. Копорский чай неплохо расслабляет перед сном, успокаивает. Он вполне имеет право на существование. Не надо только приписывать ему богатой истории.
А мы добавим: та же «Википедия» повествует – чаем из кипрея в России фальсифицировали настоящий, китайский. Мошенничество с копоркой приняло такой размах, что в 1833 году вышел запрет на торговлю поддельным чаем, а вскоре и запрет на сбор иван-чая и употребление копорки.
Кстати, если «чай из иван-чая» был так себе напитком, то само растение на Руси считалось далеко не бесполезным. Из него делали муку, а из корней народные умельцы изготавливали спиртовые настойки. Пухом же его цветков в деревнях набивали подушки и матрасы.
Не знаю, как насчёт чая, но пух и корни иван-чая нам в скором времени точно понадобятся.