Импортные соль, мыло, спички: серый рынок стал легальным

Прошёл месяц после подписания закона, легализующего параллельный импорт ряда иностранных товарных знаков в течении всего 2022 года. Разбираемся в плюсах и минусах новации

Фото: соцсети

Что это такое

Параллельный импорт – это завоз официально изготовленных производителем товаров, которые легально поставлены в третьи страны, однако не разрешены производителем к импорту на территорию РФ. Не путать с контрафактом, который является подделкой.

Это также не имеет ничего общего с легализацией контрабанды: в данном случае товары на территорию России ввозятся легально, за них платится пошлина.

Но – только те, что находятся в списке Минпромторга. 6 мая ведомство составило перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя. В остальных случаях это по-прежнему запрещено. Впрочем, Денис Мантуров тогда же заявил, что ведомство готово оперативно менять список брендов – в зависимости от решения компаний остаться или нет работать в нашей стране. И в июле в перечень были внесены изменения – некоторые фирмы были из него исключены, некоторые добавлены.

А на днях Мантуров призвал готовиться к тому, что параллельный импорт будут отменять по группам товаров, запасы которых появятся в России.

Фото: архив

Где ещё

Параллельный импорт разрешён во многих странах, в том числе в США, Канаде, Великобритании, Бразилии, Турции. Они используют принцип исчерпания исключительного права, который подразумевает свободную торговлю товара после старта официальных продаж.

Варианта три. Международный – можно продавать в любой точке мира. Региональный – если разрешение правообладателя получила страна, входящая в какой-то союз, товар может продаваться на всей территории объединения. Скажем, компания из Японии дала разрешение продавать свой товар в Испании, следовательно, им можно торговать на всей территории ЕС, так как Испания входит в союз. Национальный – после первой продажи в какой-либо стране, товар можно перепродавать дальше на её территории неограниченное количество раз.

Впрочем, у того параллельного импорта, который теперь разрешён в России, есть серьёзное отличие.

– В нашем случае добавляются – во-первых, санкции, введённые западными странами, которые запрещают ввоз на территорию нашей страны некоторых товаров. Во-вторых, риск вторичных санкций для поставщиков. Соответственно, те компании третьих стран, которые готовы будут такую услугу предоставлять, попадают под этот риск, – отмечает экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев.

А что у нас с гарантией?

В российской версии параллельного импорта могут оказаться и иные нюансы. Во-первых, гарантия оригинальности. Если раньше нарушения в этой сфере отслеживал правообладатель, теперь это бремя ляжет на российскую таможню.

Во-вторых, адаптация под страну. К примеру, из Арабских Эмиратов могут прийти в Россию машины оригинальных немецких иномарок, но при этом там может отсутствовать печка в салоне, антикоррозийная обработка кузова (она попросту не нужна в ОАЭ из-за особенностей климата) и т. д. Потребителям параллельного импорта не лишним будет обратить внимание, скажем, на клавиатуру приобретаемой техники, наличие русского интерфейса и способность поддерживать SIM-карту вашего оператора и его частоты… В общем, примеров можно привести множество.

В-третьих, вопрос гарантии. Если раньше это была зона ответственности официального импортёра, теперь – дилеров. Взять на себя эти обязательства им придётся в любом случае – иначе они будут нарушать закон о защите прав потребителей и подпадать под штрафы.

Фото: соцсети

– Наверное, вопросы гарантии будут решаться по-разному, – размышляет Нечаев. – Одна история – если речь идёт, скажем, об обслуживании софта на авионике. Это не очень распространённая услуга, её осуществляют специализированные компании. Поэтому, если они не готовы к этому, то рассчитывать на гарантийное сопровождение, видимо, трудно. И совсем другая, если это какой-то товар массового производства…

– Думаю, с гарантией и ремонтом будет почти как раньше: на автомобиль смогут привезти запчасти, произведённые не на головном производстве, а на филиале, скажем, Мерседеса в том же Китае, Турции и т. д. Детали будут сертифицированные. Или – по желанию клиента – привезут запчасти, сделанные непосредственно в Германии. Доставка, конечно, будет теперь занимать больше времени, – считает глава Российского союза страховщиков Игорь Юргенс.

– Думаю, обслуживать будут, но едва ли подпишут вам соответствующие бумаги, – уточняет академик Абел Аганбегян. – Параллельный импорт старается обойтись без бумажек. И как правило, на нем хотят заработать.

Словно в дополнение к мнениям экспертов на днях пришла новость: Ozon и Wildberries разрешили продавцам торговать товарами параллельного импорта. Для этого желающим продавать в маркетплейсах нужно будет документально верифицировать оригинальность товара и предоставить подтверждения всех транзакций.

Будет дороже

Эксперты не сомневаются, что параллельный импорт будет дороже.

– Одна из причин – компании-посредники, естественно, возьмут плату за риск оказаться под вторичными санкциями, – уверен Андрей Нечаев.

– Параллельный импорт всегда дороже, – добавляет академик Абел Аганбегян. – Впрочем, не всегда. Некоторые товары могут и не подорожать, если это касается челноков (они ведь тоже считаются частью такого импорта), которые привозят в страну разные фирменные потребительские товары – телефоны, радиоприёмники и т. д. Список очень большой.

Между тем у нас сегодня 70% оборудования для создания новых производств – импортные, – продолжает академик. – При этом сами готовые машины и оборудование в российском экспорте занимают меньше 10%. Это серьёзный крен. А доля высокотехологических производств в составе валового продукта в 4 раза ниже, чем у развитых стран. У нас не развита фармацевтика, полупроводники, наноматериалы, некоторые отрасли высокой химии, не выпускаются отдельные детали для атомной энергетики и т. д. Все это также может поставляться по параллельному импорту. Скажем, некий южнокорейский редкий станок (аналог американского) Сеул напрямую вам не поставит, но какому-нибудь человеку из, предположим, Саудовской Аравии или из Малайзии – вполне может. А те уже пару прессов передадут России. Естественно, по двойной или тройной цене.

Аганбегян при этом предостерегает: не надо отводить параллельному импорту роль спасителя. Стратегически важные вещи в такой большой стране, как наша, по его мнению, должны быть собственные.

Странности списка

В список параллельного импорта, разрешённого к ввозу в Россию, наряду с важными для промышленности вещами, скажем, такими, как ядерные реакторы, железнодорожные локомотивы, перечислены:

  • зонты, в том числе солнцезащитные;
  • световые вывески;
  • диванные подушки;
  • свечи;
  • зола;
  • земля;
  • цемент;
  • соль;
  • мыло;
  • спички.

Из логики решения о параллельном импорте, получается, что все такие производства давно в собственности иностранных фирм, которые ушли из страны.

Неужели даже эти предметы Россия не может производить сама?

Поделиться статьей