Техническая необходимость или политическое решение?
Происходящее с «Северным потоком» – это длинный сериал с длинной предысторией
Эта история – длинный сериал, и он будет продолжаться. Предыстория у него тоже длинная.
Где-то с середины июня газопровод (с 2020-го – крупнейшая артерия для поставки российского газа в Европу) начал сокращать ежесуточные объёмы прокачки. При этом раньше он работал выше проектной мощности (около 59 млрд кубометров в год при мощности 55 млрд кубометров).
Но ещё в апреле одна из турбин была отправлена на плановое техобслуживание в Канаду. Дело в том, что на «Северном потоке-1» стоит газокомпрессорная станция, где установлены иностранные турбины (в отличие от СП-2 – там стоят отечественные). Почти 50% СП-1 принадлежит иностранцам и они настаивали, что нужно использовать именно западные турбины, которые будут проходить техобслуживание на родном заводе в Канаде. Договор подписан с компанией Siemens, она же и занимается ТО турбин.
Все шло по графику: турбину отвезли в Монреаль, починили там, но обратно не вернули. Думаю, Siemens просто не разобрался: все-таки семь тысяч санкций ввели за короткое время. Турбину-то должны были вернуть в Германию, и уже оттуда она должна быть переправлена в Россию: газокомпрессорная станция стоит неподалёку от Выборга.
На станции установлены 6 импортных и две российские турбины. И вот что получилось. Одну отправили на плановый ТО в Канаду, её не вернули, а уже пришло время отправлять вторую… В общем, «Газпром» начал планово выводить из эксплуатации те турбины, которые следовало отправить на ТО. Есть предписание Ростехнадзора – турбины же выработали свой ресурс, их опасно использовать дальше. В общем из эксплуатации пришлось вывести 4 турбины, пятая зависла в Канаде. Неудивительно, что у СП-1 быстро сократилась пропускная способность.
Но если с первой турбиной Siemens признавал, что это его вина, то потом компания стала заявлять: мы ничего не знаем о необходимости ТО остальных турбин. Хотя есть договор. В итоге Европа обвиняет «Газпром», что он не исполняет свои обязательства.
Кроме того, с 10 по 21 июля СП-1 вообще останавливался на ежегодный профремонт и ТО линейной части. И европейцы боялись, что после этого Россия вообще не запустит газопровод. Но она запустила.
Кстати, если, как сказал на днях Путин, 26 июля на ТО все-таки выведут из эксплуатации ещё одну турбину, то даже если из Германии доставят и быстренько подключат ту самую из Канады, запуск начнётся не раньше начала августа. А вот объем прокачки вырасти не сможет.
Почему Siemens не забирает выведенные из эксплуатации турбины на плановые ТО? Казалось бы, надо поторопиться, если Европа хочет нормально пройти зиму. Не исключено, Siemens просто хочет убедиться: проблема именно техническая, и это не политическое решение. То есть, компания ждёт: вот доставят отремонтированную турбину, и если после этого «Газпром» впрямь увеличит прокачку, значит, дело и правда было в технических аспектах. И тогда, думаю, начнёт шевелиться и заберёт наконец оставшиеся турбины на ремонт.