15 лет проспали?
Экономисты всерьез опасаются, что страну ждет техническая отсталость
На ПМЭФ глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала: «Всегда считалось, что экспорт – самоценность. Но если на экспорт не покупается импорт, если нужно накапливать в активах рискованной формы, необходимо осмыслить и понять, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок». Спрашивается: неужели это столь уж сложный вывод, что потребовалось столько лет, чтобы дойти до этого?
В нулевые на страну обрушились невероятные сверхдоходы: если в 1990-е баррель нефти стоил 10$, то в 2000-е – уже за 100$. В последующие 20 лет страна получила (по разным оценкам) до 5 трлн $, которых явно хватило бы для мощнейшего технического перевооружения. По крайней мере, опыт других государств – послевоенной Германии, СССР, Южной Кореи – показывает: это достаточный срок, чтобы развивать национальные производства. Но в России все эти годы была другая идеология: мы – энергетическая супердержава, наша специализация – продажа сырья, а все, что хотим, мы купим. Результат мы сегодня видим.
Лишнего алармизма, конечно, быть не должно, но ряд индикаторов не могут не вызывать беспокойства. Так, на 30% у нас сократилось производство стекла и стали, а авиакомпания «Победа» из 45 имеющихся у нее самолетов собирается демонтировать около 20 – чтобы получить запчасти для остальных. Сигналы приходят с самых неожиданных сторон, будь то производство напитков, мороженого или даже хлеба – хотя, казалось бы, уж эти-то предприятия не требуют какой-то высокой технологичности.
Что происходит в целом? Экспорт пока еще есть, а вот импорта нет. Его объем сократился по сравнению с январем в 10 раз. В том числе, кстати, и из Китая: если в январе китайский импорт был на 7,4 млрд $, то в мае – на 3,7 млрд $.
Возникает вопрос: а как перезапустить экономику? Экономисты всерьез опасаются, что страну ждет техническая отсталость. И в этом есть своя логика, потому что строить автаркию, как предлагают чиновники, не получится. Собственно, даже СССР не был автаркией – он торговал со всем миром, включая Европу и США... Хотя, казалось бы, Афганистан, сорванная Олимпиада, много санкций и т.д. При этом доля СССР была 20% мирового ВВП (РСФСР – 12%), да и союзники у нас были крепкие. Скажем, Польша давала 2% мирового ВВП. А сейчас доля России меньше, чем у тогдашней Польши. Какая уж тут автаркия?
Что может быть? Может быть отлаживание собственного производства в тех отраслях экономики, где оно технологически более простое: в пищевой, легкой промышленности. Но здесь возникла неожиданная проблема – тяжелый рубль. Он стал настолько тяжелым, что для развития своего производства надо либо вводить запретительные пошлины для китайских, индийских и иранских товаров (а это конфликт со странами, с кем есть какие-то отношения), либо производства в этих сегментах у нас не будет.