Выплату советских вкладов снова отложили

Госдума в очередной раз отложила компенсацию советских вкладов. На этот раз до 2026-го

Фото: Freepik

Ничего странного в этом нет – закон, который гарантирует восстановление и обеспечение сбережений, сделанных до 20 июня 1991-го, был принят еще в 1995-м, а вот законы, предусматривающие перевод этих вкладов в долговые обязательства, до сих пор не приняты. Да и денег нет – нынешний бюджет тяжелый, дефицитный...

Кроме того, эти так и не принятые законы, на мой взгляд, – просто набор слов. В своё время, когда я был депутатом Госдумы, пытался убедить коллег в этом, но не преуспел.

А что касается выплаты долгов по дореформенным сбережениям граждан… думаю, пожилые люди помнят, что во второй половине 1990-х Сбербанк уже выплачивал компенсации.

А дело было так. В 1995-м, когда премьер-министр Виктор Черномырдин решил баллотироваться на пост президента, он создал движение «Наш дом – Россия». Он ко мне – тогда депутату Госдумы – почему-то хорошо относился и нередко приглашал на свои мероприятия. Пригласил и на учредительный съезд. После успешно проведенного съезда у Черномырдина было явно хорошее настроение и я решил им воспользоваться: напросился на прием, чтобы поговорить о дореформенных вкладах.

Беседу начал, как мне казалось, очень хитро: «Вы, мол, теперь не просто хозяйственный руководитель, вы – ведущий политический деятель. Вам надо принимать эпохальные политические решения. Объявите о начале выплат по дореформенным вкладам».

Реакция была неожиданной и обидной: «А я думал, что ты умный человек!» И тогда я взмолился: «Да вы хотя бы 80-летним выплатите, хотя бы первую тысячу (после индексации – миллион)». Вдруг Черномырдин изменился в лице и молча нажал кнопку на своем столе. Вошёл помощник. «Депутат дело говорит, записывай». Тот так и записал: «Первую тысячу, 80-летним...» И в 1996-м, незадолго до выборов президента так и выплатили.

Фото: Global Look Press

Эффект оказался поразительным. Во время моих приёмов избирателей, ко мне просто очередь выстраивалась из пожилых женщин. Они, как под копирку, говорили примерно одно и то же: «Спасибо, хотя бы досыта поела».

Потом каждый год в правилах выплат происходили изменения: включались более молодые когорты, повышалась сумма компенсаций… более пожилым добавили сначала вторую выплату, а потом и третью. Стали платить наследникам…

Но деньги так быстро обесценивались, что реальные выплаты все уменьшались и очередей благодарных получателей компенсаций я больше не видел.

Восторг прошёл, но ушло и возмущение. Собственно говоря, уже особенно некому возмущаться. Большинство ныне живущих россиян советских сбережений не потеряли, потому что и не имели.

У них – очень многих из них – совсем другие проблемы: как на мизернную зарплату прокормить семью, заплатить за квартиру, собрать ребенка в школу, как из крошечной пенсии выкроить деньги на лекарство, которое, правда, положено бесплатно, но – завтра, а нестерпимо больно сегодня, как заставить полицию подняться со стула, когда мошенники списали с карточки последние гроши, да еще навесили неподъемный кредит...

Нам бы эти проблемы решить, а ту - наших родителей и дедушек-бабушек - оставим истории.

Правда, ах, какое невезение! Только мы засучили рукава, чтобы преодолеть перечисленные трудности, как (если воспользоваться риторикой Черномырдина) никогда такого не было – и вдруг опять: один многозвездный генерал потерял 1,5 млн. комплектов воинской амуниции.

Это такая неожиданность, такой шок для всех военных и гражданских соотечественников, что было бы негуманно не заняться сначала поиском амуниции, а потом уж всем остальным. К тому же, если научиться регулярно отыскивать по 1,5 млн. комплектов амуниции, то можно за ее счет решить все современные проблемы и заодно накопленные со времени крещения Руси.

Поделиться статьей