А сколько чёрной икры ты съел за год?

Отчёты от расходах – это потенциальный крючок, на который можно подвесить любого чиновника или руководителя учреждения

Фото: pixabay

Минтруд разработал законопроект, который обяжет чиновников, руководителей бюджетных организаций (в том числе директоров школ, детсадов, главврачей больниц и поликлиник) и госкорпораций отчитываться о своих расходах. Поможет ли это в борьбе с коррупцией? Не знаю, возможно.

Думаю, на самом деле основной смысл инициативы в том, что это потенциальный крючок, на который насаживается любой чиновник или руководитель учреждения, чтобы сделать его ещё более управляемым. Пресечение коррупции в образовании, здравоохранении или где-то ещё – лишь повод. Тем более что есть огромное количество обходных схем. Ведь такое правило уже несколько лет действует в отношении чиновников высокого ранга, и при этом мы знаем, что у них есть и немалые активы, и недвижимость, и денежные средства, в том числе за рубежом.

Немаловажный вопрос: кто и как всё это будет контролировать, разбираясь в деталях и нюансах чиновничьих расходов? Ведь речь идёт примерно о 200 тысячах человек.

Ещё один момент: каков будет порог и перечень расходов, по которым надо отчитываться? Образно говоря, употребление чёрной икры – предмет для отчёта? В действующем законодательстве под расходами должностных лиц понимаются крупные сделки, совершенные за отчётный год: приобретение имущества, автомобилей, ценных бумаг, цифровых валют. Причём высшим чиновникам всё это надо декларировать лишь при условии, что сумма расходов по одной сделке или по всем совершенным за отчётный период превышает общий доход чиновника и его супруги за три последних года.

В новом законопроекте Минтруд предлагает расширить список расходов, которые надо декларировать, – это погашение и рефинансирование кредитов, все сделки с рассрочкой и т. д. Не исключено, что будут установлены и количественные пороги – например, от такой-то суммы расходов.

Есть ли в других странах аналогичные меры? Не слышал о том, чтобы что-то подобное было на уровне муниципальных чиновников и учреждений. Обычно контроль применяется только к госслужащим высшего уровня.

Но самое главное: помимо формальных деклараций и отчётов на Западе есть более действенный инструмент – реальный контроль гражданского общества и СМИ. Приведу пример случая с моим коллегой – министром экономики Германии. Он потерял должность, причём со скандалом. И знаете, почему? На бланке министерства подписал рекомендательное письмо в пользу фирмы брата своей жены. И хотя фактов коррупции не было выявлено, все же он был вынужден покинуть правительство: немецкая общественность сочла, что подобное недопустимо. А ведь он являлся лидером партии правящей коалиции...

Иными словами, когда у вас есть реальный контроль за властью со стороны гражданского общества и СМИ, тогда все проще и с декларациями, и с борьбой с коррупцией. 

Поделиться статьей